Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021
ТЕКСТЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ КНИЖНОСТИ 166 ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ НОВЫХ МУРОМСКИХ СВЯТЫХ ЧУДОТВОРЦЕВ, БЛАГОВЕРНОГО, И ПРЕПОДОБНОГО, И ДОСТОЙНОГО ПОХВАЛЫ КНЯЗЯ ПЕТРА, НАЗВАННОГО ВО ИНОЧЕСТВЕ ДАВИДОМ, И СУПРУГИ ЕГО, БЛАГОВЕРНОЙ, И ПРЕПОДОБНОЙ, И ДОСТОЙНОЙ ПОХВАЛЫ КНЯГИНИ ФЕВРОНИИ, НАЗВАННОЙ ВО ИНОЧЕСТВЕ ЕФРОСИНИЕИ. БЛАГОСЛОВИ, ОТЧЕ Слава Богу Отцу, и вечно сущему Слову Божию Сыну, и Пре- святому и животворящему Духу! <…> На земле же издревле создал человека по Своему образу и, подобно Своему трехсолнечному Боже- ству, три качества даровал ему: разум, речь и душу. И разум человека является словно отцом слов его; слово же исходит от ума, как посы- лаемый Отцом Сын; на слове же почиет дух, потому что уста каждого человека слов без духа произнести не смогут, но слово с духом исхо- дит, а разум руководит. I Есть в Русской земле город, называемый Муромом. Правил в нем когда-то благоверный князь по имени Павел. Дьявол же, искони ненавидящий род человеческий, сделал так, что злой на самом деле, а приходящим людям представлялось, будто крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И, волшебством своим, перед ней он являл- ся таким, как бы это сам князь сидит со своей женой. Долго продол- жалось такое наваждение. Жена же этого не скрывала и рассказала о всем, что с ней произошло, князю, мужу своему. А злой змей силой овладел ею. Князь стал думать, как поступить со змеем, но был в недоуме- нии. И вот говорит жене: «Раздумываю, жена, но не могу придумать, чем одолеть этого злодея? Не знаю – как убить его? Когда станет он говорить с тобой, спроси, обольщая его, вот о чем: ведает ли этот зло- дей сам – от чего ему смерть должна приключиться? Если узнаешь об этом и нам поведаешь, то освободишься не только в этой жизни от злосмрадного дыхания и шипения его и всего этого бесстыдства, о чем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2