Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021

ХОЖЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ 161 «ХОЖЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ» АФАНАСИЯ НИКИТИНА За молитву святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Сы- не Божий, помилуй меня, раба своего грешного Афанасия Никитина сына. Записал я здесь про свое грешное хождение за три моря: первое море – Дербентское, дарья Хвалисская, второе море – Индийское, да- рья Гундустанская, третье море – Черное, дарья Стамбульская. Пошел я от Спаса святого златоверхого с его милостью, от го- сударя своего великого князя Михаила Борисовича Тверского, от вла- дыки Геннадия Тверского и от Бориса Захарьича. Поплыл я вниз Вол- гою. И пришел в монастырь калязинский к святой Троице живона- чальной и святым мученикам Борису и Глебу. И у игумена Макария и святой братии получил благословение. <…> Казань прошли без пре- пятствий, не видали никого, и Орду, и Услан, и Сарай, и Берекезан проплыли и вошли в Бузан. И тут встретили нас три татарина невер- ных да ложную весть нам передали: «Султан Касим подстерегает куп- цов на Бузане, а с ним три тысячи татар» <…> да в Астрахань царю весть подали. <…> Меньшее наше судно у [запруды] застряло, и они его тут же взяли да разграбили, а моя вся поклажа была на том судне. Дошли мы до моря на большом судне, да стало оно на мели в устье Волги, и тут они нас настигли <…> судно наше большое тут пограби- ли и четыре человека русских в плен взяли, а нас отпустили голыми головами за море, а назад, вверх по реке, не пропустили, чтобы вести не подали. И пошли мы, заплакав, на двух судах в Дербент. <…> Поехали мы к ширваншаху в ставку его и били ему че- лом, чтоб нас пожаловал, чем дойти до Руси. И не дал он нам ничего: дескать, много нас. И разошлись мы, заплакав, кто куда: у кого что осталось на Руси, тот пошел на Русь, а кто был должен, тот пошел ку- да глаза глядят. <…> А я пошел в Дербент, а из Дербента в Баку, где огонь горит неугасимый; а из Баку пошел за море <…> И тут Индийская страна, и люди ходят нагие, а голова не по- крыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брю- хаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. И мужчины и женщины все нагие да черные. <…> И в том Джуннаре хан отобрал у меня жеребца, когда узнал, что я не бесерменин, а русин. И он сказал: «И жеребца верну, и тысячу золотых впридачу дам, только перейди в веру нашу – в Мухаммедди-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2