Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021

ТЕКСТЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ КНИЖНОСТИ 154 Ежедневно он служил Божественную литургию, утренние и вечерние молитвы легко произносил – и за смирение всего мира, и за долговечность святых церквей, и за православных царей, и князей, и за всех православных христиан. Говорил он братьям: «Подвиг великий должны мы совершить в борьбе с невидимым врагом: ведь он как лев рыкающий ходит, стремясь каждого растерзать». Наставляя братию, немногие он речи говорил, но гораздо больше пример подавал братии своими делами. <…> Стефан же, родной брат Сергия, пришел из города Москвы и привел с собой своего младшего сына по имени Иван. Стефан вошел в церковь, взял за правую руку сына своего и препоручил его игумену Сергию, повелев постричь сына в иноки. Игумен же Сергий постриг его и дал имя ему в монашестве Федор. Старцы, увидев это, подиви- лись вере Стефана, сына своего не пощадившего, еще отрока, но с детских лет отдавшего его Богу – как в древности Авраам не пощадил сына своего Исаака. <…> Многие люди из различных городов и мест пришли к Сергию и жили с ним, а их имена в книгах жизни. Так понемногу монастырь увеличивался, братья умножались, кельи строились. Преподобный Сергий, видя, что братия умножается, и сам труды свои все более ум- ножал, подавая пример стаду своему. <…> С тех пор, как поставлен был Сергий игуменом, каждый день святая литургия была, просфоры же он сам пек: сначала пшеницу толок и молол, муку просеивал, тесто месил и квасил. <…> Он смирял себя, и ниже всех ставил себя, и со- бой пример всем подавал, и на работу раньше всех шел, и на церков- ном пении раньше всех был, и на службе никогда к стене не присло- нялся; и с тех пор процветало место то, и умножалась братия. <…> Такой был обычай у блаженного сначала: после павечерия позднего или совсем глубоким вечером, когда уже наступала ночь, особенно же в темные и долгие ночи, завершив молитву в келье своей, выходил он из нее после молитвы, чтобы обойти все кельи монахов. Сергий заботился о братии своей, не только о теле их думал, но и о душах их пекся, желая узнать жизнь каждого из них и стремление к Богу. Если слышал он, что кто-то молится, или поклоны совершает, или работой своей в безмолвии с молитвой занимается, или святые книги читает, или о грехах своих плачется и сетует, за этих монахов он радовался, и Бога благодарил, и молился за них Богу, чтобы они до конца довели добрые свои начинания. «Претерпевший, – сказано, – до конца – спасется».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2