Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021

И. В. КУЗНЕЦОВ 14 бывали этим праздникам посвящены. Так, в творчестве выдающегося оратора-проповедника второй половины XII века Кирилла Туровского каждое из восьми «Слов» написано на какой-то церковный праздник. Это наиболее обыкновенная тематика торжественного красноречия. В данном отношении «Слово о Законе и Благодати», обладающее ярко выраженным богословским и историческим содержанием, представ- ляет собой скорее исключение из правил жанра. Соотношение письменности и устной словесности Существует научная традиция начинать историю русской литера- туры с упоминания фольклора , то есть устной словесности, которая при этом рассматривается как материал возникновения древней русской книжности. Однако и в названной традиции по-разному рассматривался вопрос о стадиальности этих двух явлений. В историях древней русской словесности XIX века, начиная с первого и в известном смысле прото- типического учебника Николая Греча 1 , устная поэзия неизменно стави- лась на хронологически предшествующее письменным памятникам ме- сто 2 . Но уже в конце XIX века Александр Пыпин выступил с критикой такого принципа. Прямо начав свою историю русской литературы с во- проса, «где поставить ее (народной поэзии – И. К. ) памятники в истори- ческом ряду литературного развития», он подверг сомнению «обычай начинать историю литературы с памятников народной словесности, которые являются, таким образом, как бы основою, исходным пунктом этой истории» 3 . Пыпин считал, что такой подход может выглядеть справедливым в том случае, если «литература, в самом деле, развива- лась последовательно из своих народных стихий» 4 , то есть устная по- эзия стала источником национальной литературы. 1 Греч Н. И. Опыт краткой истории русской литературы. СПб., 1822. 2 Хотя уже сам Греч оговорился насчет правомерности такого подхода: «Сие отделение нашей истории не имеет никакого памятника собственно Словес- ности Русской. Некоторые народные песни наши, в которых упоминается о божествах языческих, о пирах Владимира, о богатырях его времени, сочине- ны, может быть, в то время, но до нас они дошли уже не в первоначальном своем виде, а искаженные изустным преданием в продолжение веков». – Греч Н. И. Указ. соч. С. 20–21. 3 Пыпин А. Н. История русской литературы. 2-е изд. Т. 3. СПб, 1902. С. 3. 4 Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2