Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021

И. В. КУЗНЕЦОВ 12 На раннем этапе становления, в XI–XII веках, русская книж- ность освоила ряд основных жанров этой системы, которые разраба- тывала впоследствии на протяжении всей эпохи Средневековья. Назо- вем эти жанры и дадим им краткую характеристику. Летопись. Этот жанр складывался в продолжение первого сто- летия после крещения Руси и стал уникальным явлением, отличаю- щим русскую книжность от литератур других народов. Известнейший и старший летописный свод – так называемая «Повесть временных лет». По мнению, разделяемому большинством ученых, этот свод соз- давался в несколько приемов, причем старшие версии подвергались редактированию. Усилиями слависта Алексея Шахматова и его после- дователей установлено, что ранее всего (около 1039 г.) неизвестным книжником был сложен так называемый Древнейший Киевский свод. Спустя полтора десятилетия на его основе возник Древний Новгород- ский свод. Затем, предположительно около 1073 года, игумен Киево- Печерского монастыря Никон составил Первый Киево-Печерский свод, а монах того же монастыря Нестор около 1095 года – свод, на- званный Шахматовым «Начальным». Под рукой Никона летопись до- полнилась целым рядом вставок, превращающих русскую историю в единый и связный сюжет, а также заостряющих идеологическую и публицистическую сторону произведения. Наконец, в начале XII века этот свод вновь перерабатывался Нестором, в результате чего и была создана «Повесть временных лет». Летопись обладала синтетической природой: в ее составе соеди- нились устные повести, эпические сказания и легенды, отдельные запи- си и статьи. В материале летописания, особенно касающегося дохри- стианского периода, очень велика устнопоэтическая составляющая. За- то и летопись впоследствии стала источником, из которого обособля- лись отдельные сюжетно законченные тексты: например, «Сказание об убиении Бориса и Глеба». И такой жанр, как письменная воинская по- весть, тоже оформился в летописных рассказах о сражениях. Среди особенностей русской летописи обращает на себя внима- ние то, что историческое изложение в ней ведет начало от библейского потопа и непосредственно переходит к рассказу о славянских народах, почти минуя принятое в Византии обращение к иудейской истории. Само изложение по принципу «погодных записей», под которыми в некоторые годы не упоминается никаких событий, напоминает таблицы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2