Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021
ТЕКСТЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ КНИЖНОСТИ 122 приобщились к Богу и познали Жизнь во Христе. Скорчены были мы бесовской ложью, но тобою расправились и на путь жизни вступили; ослеплены были мы бесовской ложью, но с тобою прозрели сердеч- ными очами. Ослепленные неведением, с тобою прозрели мы для све- та Трисолнечного Божества. Немы были мы, но с тобою возгласили, и ныне уже, малые и великие, славим Единосущную Троицу. Радуйся, учитель наш и наставник благоверия! Ты облечен был правдою, препоясан крепостью, обут истиной, увенчан смыслом и, как гривной и золотой утварью, украшен милосердием. Ты был, о честная глава, нагим одеяние, ты был алчущим кормитель, ты был жаждущим прохладное питье, ты был вдовам помощник, ты был странникам пристанище, ты был бездомным кров, ты был обиженным заступник, убогим обогащение. За эти благие дела и иные воздаяние приемлешь на Небесах – блага, что уготовал Бог вам, любящим Его. И лицезрением Его наслаждаясь, помолись о земле своей и о людях, ко- торыми ты благоверно владычествовал. Да сохранит их в мире и бла- говерии, завещанных тобою! <…> Литературный перевод фрагментов Слова выполнен автором посо- бия по древнерусскому тексту источника, реконструированному Л. П. Жу- ковской и опубликованному в издании: Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати. М., 2016. С. 36–108. Вопросы к тексту: - К какой аудитории обращается Иларион? Покажите на тексте. - Насколько частотны в «Слове» обращения к Священному Писанию? Как Вы думаете, почему? Как это связано с аудиторией и с жанром данного «Слова»? - Сколько содержательных частей в «Слове»? Каково их со- держание? - Что такое Закон и что такое Благодать? - Прочитайте и перескажите библейский эпизод о Сарре и Агари (Быт : 16 – 21). Как он интерпретируется в «Слове» Иларио- на? - Как в тексте «Слова» раскрывается символика Агари и Сар- ры? Насколько последовательно в формальном отношении применя- ется прием сопоставления?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2