Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021

КНИЖНОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ 11 правка. И те тексты, которые известны большинству из нас, читателей XXI века, являются результатом скрупулезной работы ученых, вос- становивших наиболее общий инвариант* произведения. Все сказанное дало в последнее время исследователям повод го- ворить об особом способе существования словесной традиции в рус- ской книжности. Преемственность в способах письма и единое смы- словое поле, обеспечивающее правильное понимание текстов, дости- гались не путем следования неким сформулированным правилам (как в европейской литературе, где норму задавали трактаты о риторике и поэтике Аристотеля, Горация и позднейших авторов). Таких «писаных законов» для русского книжника не существовало. Существовал обы- чай , опиравшийся на хорошее знание и понимание всеми книжниками авторитетных текстов христианской культуры, служивших универ- сальным образцом – парадигмой. «Подражание авторитетным текстам не всегда декларировалось и не всегда осознавалось. Оно было заклю- чено не в теоретических высказываниях, но в писательской практике, в узусе * средневековой книжности» 1 . Жанровый состав ранней русской книжности Перечисленные выше особенности древнерусской книжности дополнялись тем, что и система ее жанров сильно отличалась от сис- темы жанров художественной литературы. Любовь Левшун показала, что древнерусская книжность опиралась на систему так называемых уставных*, или типикарных, чтений, в которых каждый жанр предпо- лагал определенный тип аудитории, характеризуемый уровнем своего религиозного просвещения 2 . На «начинающих» были ориентированы жития святых, исторические слова, чудеса, патерики*: цель этих жан- ров – воспитание чувств верующих. На «преуспевающих» ориентиро- вались толкования, притчи, поучения: они воспитывали рассудок. На- конец, «совершенным» предназначались молитвословие, гимны, тор- жественные проповеди, воспитывающие дух. 1 Там же. С. 36. 2 «Оригинальные произведения восточнославянской словесной культуры в жанровом отношении ориентировались <…> на типикарный круг чтений». – Левшун Л. В. История восточнославянского книжного слова X–XVII вв. Минск, 2001. С. 69.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2