Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021
ТЕКСТЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ КНИЖНОСТИ 116 И как Авраам с юных лет своих имел женой Сарру, свобод- ную, а не рабу, так и Бог прежде веков изволил и промыслил послать Сына Своего в мир и Им явить Благодать. Сарра не рожала, будто бы неплодная. Она не была неплодна, но Божиим промыслом обречена в старости родить. Безвестное и тай- ное премудрости Божией сокрыто было от ангелов и от людей не как вовсе неведомое, но как утаенное и должное явиться в конце века. И сказала Сарра Аврааму: «Вот, обрек меня Господь Бог не рожать, так войди к рабыне моей Агари и родишь от нее». – Благодать же сказала Богу: «Если не время сойти мне на землю и спасти мир, то сойди на гору Синай и положи Закон». Внял Авраам речам Сарриным, и вошёл к рабыне ее Агари. – Внял и Бог словам Благодати и сошёл на Синай. И родила рабыня Агарь от Авраама: рабыня – сына рабыни; и нарек Авраам имя ему Измаил. – Принёс же и Моисей с Синайской горы Закон, а не Благодать, подобие, а не Истину. Потом, когда состарились Авраам и Сарра, явился Бог Авраа- му, сидевшему у входа в шатер свой, в полдень, у дуба Мамврийского. И Авраам, выйдя навстречу Ему, поклонился Ему до земли и принял Его в шатре своем. – Когда же век сей близился к концу, посетил Гос- подь род человеческий и сошел с небес, в утробу Девы войдя. И при- няла Его Дева с поклоном в шатер плоти Своей, безболезненно, сказав ангелу: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему»! Тогда же разомкнул Бог ложесна Саррины, и, зачав, родила она Исаака, свободная – свободного. – И, как посетил Бог человече- ское естество, открылось уже безвестное и утаенное, и родилась Бла- годать – Истина, а не Закон, Сын, а не раб. <…> В иудействе – оправдание, а в христианстве – спасение. Оп- равдание – в сем мире, а спасение – в будущем веке. Потому иудеи радеют о земном, а христиане – о сущем на небесах. К тому же оправ- дание иудейское скупо от зависти, и не простиралось на другие наро- ды, оставшись в Иудее. Христианское же спасение благо и щедро про- стирается на все края земные. <…> Как говорил Спаситель самарянке: «Грядет время, и уже при- шло, когда не на горе этой, не в Иерусалиме поклонятся Отцу, но бу- дут истинные поклонники, которые поклонятся Отцу в Духе и Истине, ибо Отец ищет так поклоняющихся Ему, то есть с Сыном и Святым Духом». Так уже и есть. По всей земле уже славится Святая Троица и поклонение приемлет от всей твари. <…>
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2