Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021

СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ 115 СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ О ЗАКОНЕ, ДАННОМ МОИСЕЕМ, И О БЛАГОДАТИ И ИСТИНЕ, ЯВЛЕННЫХ ИИСУСОМ ХРИСТОМ. И О ТОМ, КАК ЗАКОН МИНОВАЛ, А БЛАГОДАТЬ И ИСТИНА НАПОЛНИЛИ ВСЮ ЗЕМЛЮ, И КАК ВЕРА ПРОСТЕРЛАСЬ НА ВСЕ НАРОДЫ ВПЛОТЬ ДО НАШЕГО НАРОДА РУССКОГО. И ПОХВАЛА КНЯЗЮ НАШЕМУ ВЛАДИМИРУ, КОТОРЫМ МЫ БЫЛИ КРЕЩЕНЫ. И МОЛИТВА К БОГУ ОТ ВСЕЙ ЗЕМЛИ НАШЕЙ Господи, благослови, Отче! Благословен Господь Бог Израиля, Бог христианский, что по- сетил людей Своих и сотворил им избавление, что не попустил творе- нию Своему вечно содержаться в идольской тьме и погибать в бесов- ском служении. Но прежде скрижалями и Законом Он оправдал племя Авраама, затем же Сыном Своим спас все народы, Евангелием и кре- щением вводя их в обновление подлинного бытия, в жизнь вечную. <…> Закон был предтечей и слугой Благодати и Истины, Истина же и Благодать – слуга будущего века, жизни нетленной. Как Закон при- водил подзаконных к благодетельному крещению, так крещение впус- кает своих сынов в жизнь вечную. Ведь Моисей и пророки поведали о Христовом пришествии, Христос же и апостолы – о воскресении и о будущем веке. Напоминать в этом писании и пророческую проповедь о Хри- сте, и апостольское учение о будущем веке было бы излишне и похо- же на тщеславие. Ведь повторять то, что в иных книгах написано и вам ведомо, есть признак дерзости и славолюбия. Ибо не к несведу- щим пишем, но к обильно насытившимся книжной сладостью, не к врагам Божиим иноверным, но к самим сынам Его, не к чуждым, но к наследникам Царства Небесного. Итак, повесть наша – о Законе, данном Моисеем, и о Благодати и Истине, явленных Иисусом Христом, и о том, что дал Закон, и что – Благодать. Прежде был Закон, а потом – Благодать, прежде подобие, а потом – истина. Прообраз Закона и Благодати – Агарь и Сарра, рабыня Агарь и свободная Сарра: прежде – рабыня, а потом – свободная, – да разумеет читающий!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2