Победители. Тыл фронту-2005
уничтожили на земле множество советских боевых самолетов. Сле довательно, если наша авиационная промышленность, а значит, и та ее часть, которой мы станем, не покажет чудеса самоотверженности, а также изобретательности, немецкая авиация будет все время господ ствовать в воздухе. Потом со мной поздоровался и постарался под бодрить главный инженер нашего предприятия Николай Алексеевич Горбунов. Высококультурный, талантливый изобретатель Н. Горбунов был душой нашего завода. С этим человеком связаны многие заводс кие успехи. Нашему заводу надлежало наладить массовый выпуск специаль ного агрегата - новой составной части усовершенствованного мотора для истребителя конструкции Семена Алексеевича Лавочкина. Напом ню, что этот замечательный инженер-ученый за выдающийся вклад в авиастроение был четыре раза удостоен Сталинской премии (в 1941, 1943, 1946 и 1948 годах). С июля 1941 года по сентябрь 1945 года авиапромышленность СССР произвела 136638 самолетов, более чем десятая часть их была сконструирована под руководством С. А. Лавочкина (точнее, 15753 самолета). Агрегат, подлежащий освоению на Бердском заводе Ми нистерства авиационной промышленности, помог позднее перейти от выпуска самолетов «ЛА-5» к самолетам «ЛА-5 ФН», а потом «ЛА-7», которые обладали большей скоростью по сравнению с серийными фашистскими истребителями. Нашим изделием был агрегат, насос, впрыскивающий под давле нием в 60 атмосфер жидкий бензин в цилиндры двигателя. Заводские остряки в шутку называли агрегат «Секс-приставкой». Автоматичес кий регулятор определял зависимость работы агрегата от высоты по лета истребителя. Агрегат позволил увеличить мощность мотора. Разумеется, наладить производство агрегатов было непросто. Как и работникам большинства других эвакуированных предприятий, для изготовления требуемых изделий на новом месте надо было проявить ранее неслыханные упорство, работоспособность, предприимчивость. Первая сложность заключалась в оперативности разгрузки пришед шего оборудования. Для установки станков на нужное место в цехах
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2