Устинов Ю. С., Звезды Александра Покрышкина - 2001

порядок, но взял на себя ответственность лично испытать его в ходе боевых действий. Прославленный-летчик вводит в практику воздушных атак большую скорость, что обеспечивало внезапность удара, создавало большие угловые скорости перемещения при ведении огня вражескими истребителями, стрелками бомбардировщиков и зенитчиками. Покрышкин продумал и глубоко обосновал боевые действия истребите­ лей при полетах вместе с бомбардировщиками. Его вывод: сопровождение бомбардировщиков, особенно устаревших конструкций, надо выполнять только на большой скорости. Для этого сопровождающим звеньям и парам надо производить полет змейкой, выше и сзади бомбардировщиков. Пары и звенья истребителей должны строить змейку навстречу друг другу для взаимного прикрытия. Этот способ сопровождения стал называться методом "ножниц". После этого автор новых приемов боевых действий, боевого порядка действий групп истребителей, боевого взаимодействия и прикрытия бомбардировщиков, новой практики воздушных атак решил изложить на бумаге свои мысли, продумать схемы, доказательства. Приобрел общую школьную тетрадь, которую крупно надписал: "Тактика истребителей в бою". В ВВС всем известен прием Покрышкина "соколиный удар". Он рассчитал и применил в бомбометании, как и в стрельбе по целям на земле, прием: на высоте более 1000 метров вводил переворотом в вертикальное пикирование свой "миг", прицеливался по перекрестию стрелкового прицела и на высоте 500 метров сбрасывал бомбу (бомбы). Они, имея уже скорость пикирующего самолета, точно поражали даже небольшую цель. Сам же летчик выходил из пикирования на бреющий полет, ускользая от зенитного огня. Однако всякое внедрение и использование новых приемов боевых действий шло в спорах со старыми инструкциями, наставлениями и приказами. Много раз Покрышкин за это страдал и терпел. Его снимали или не утверждали в должности, упрекали за инициативу, за "сибирский характер", упрямство и целеустремленность в достижении результатов. Это было и до войны. Например, осенью 1940 г., когда Покрышкин обучался на курсах по подготовке командиров звеньев, начальник не считался с подготовленностью курсантов, всех стремился подогнать под мерку среднего летчика. Стиль Покрышкина его явно раздражал. Каждый день полетов не обходился без внушения. Его частыми словами были: - Покрышкин! Вы что, хотите сломать самолет или убиться? - Сколько раз я вам говорил: не устраивайте в зоне цирк. Неисправимый вы человек. Отстраняю вас на сегодня от полетов. Идите. Несмотря на это, Покрышкин после окончания курсов был назначен заместителем командира эскадрильи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2