Устинов Ю. С., Звезды Александра Покрышкина - 2001
...Спустя неделю он появился в родном полку, перевязанный, но в бодром настроении. На него смотрели так, точно он явился с того света. Друзья, решив, что он разбился, устроили даже вечер воспоминаний по этому поводу и на память о погибшем товарище разобрали кое-какие его вещи: пилотку, запасной планшет, книги. Снова Покрышкин стал летать на разведку. Эта, на первый взгляд, серенькая, скучная воздушная работа скоро увлекла его. Воздушная разведка учит точности, настойчивости, терпению, заставляет тщательно искать и хорошо видеть. Ведь иногда достаточно одного штриха, подмеченного летчиком на земле, чтобы раскрыть карты противника и свести на нет большую работу его командования и штабов. Долгое время он имел встречи с "мессершмиттами" только в бою. Но вот однажды генерал подвел его к захваченным у немцев самолетам и, зная страсть к исследованию, сказал: - Попробуй их в полете.. К трофейной машине Покрышкина влекло не простое любопытство. Это был своего рода живой противник, которого нужно было исследовать со всей тщательностью. Летчики порою угадывают достоинства и отрицатель ные качества самолетов даже только по их эволюциям в воздухе. Это как бы знакомство издалека. Примерно так и он был знаком с "мессером", видя его в прицел или же увертываясь от вражеских трасс. Теперь же ему представилась возможность во всех деталях, вплоть до каждого шплинта, рассмотреть эту машину на земле, а затем испытать ее характер в воздухе. Пилотируя трофейный самолет, Покрышкин в сущности работал за двоих - за себя, советского летчика, и за немецкого пилота, нападавшего на него или же пытавшегося ускользнуть от его атак. К каждой выполняе мой фигуре боевого пилотажа относился как можно внимательнее. "Мессер" должен был дать точный ответ, на что именно способна вражеская техника в бою. Он перекладывал машину из одного виража в другой, разгонял на горки и боевые развороты, круто пикировал, вводил в фигуры вертикального маневра. Каждую секунду полета он мысленно представлял себе рядом с этой машиной наш советский истребитель и мысленно управлял им в примерной воздушной схватке. Один из полетов на "мессершмитте" чуть не стоил ему жизни. Пробуя выполнить на нем контрманевр, он набрал большую скорость и затем резко налег на управление. Советский истребитель довольно легко выполнял эту фигуру, как бы переламываясь из одного положения в другое. У "мессер- шмитта" эта фигура не вышла. Несмотря на все старания летчика, он продолжал нестись к земле. Дело происходило на небольшой высоте, и несколько секунд, отделявшие самолет от земли, могли стать для него последними. Однако почти у самой земли удалось выправить машину и ввести ее в горизонтальный полет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2