Устинов Ю. С., Звезды Александра Покрышкина - 2001
Анализируя свой бой в Запорожье, Покрышкин понял, какую большую службу сослужила ему восходящая спираль в условиях борьбы с окружав шими немцами. Этот маневр оказался единственной или почти единствен ной возможностью лишить противника удобной позиции для атаки. Позже он отшлифовал выполнение этой фигуры и стал широко применять боевую вертикаль. Но существовал еще и другой фактор, повлиявший на исход поединка со сворой немецких истребителей. Речь идет об уверенности в конечной победе, о том моральном превосходстве над противником, которые сопутствовали советским летчикам в самые трудные месяцы борьбы. Немцы считали себя господами в воздухе: на их стороне было количество, и на этом строилась вся их тактика. А от наших летчиков обстановка требовала, чтобы они противопоставили врагу не только свое коллективное мастерство, но также и индивидуальное искусство бойца- истребителя, и пока силы нашей авиации росли количественно, - закалка летных кадров, их боевое уменье были тем щитом, который сдерживал напор врага. Однако в тот день нельзя было долго размышлять. Самолет Покрышки на упал близ линии фронта. До самой ночи он находился возле своей машины. Осмотрел ее и нашел, что после небольшого ремонта она может снова воевать. Старуха-крестьянка промыла и перевязала ему глаз. Похоже было на то, что он еще будет летать: боль в глазу утихла. Но другая, еще более острая боль охватила его. Наши войска отступали. По степи пошло гулять тревожное слово "окружение". Проходившие мимо командиры и бойцы предупреждали его, что немцы уже проникли в наш тыл. Кто-то сказал: - Летчик, бросай своего "коня", давай пробиваться вместе. Бросить "коня" он не мог. Это было оружие, доверенное Родиной. Один командир, увидев раненого летчика, сидящего в степи у подбитого самолета, выделил в его распоряжение нескольких саперов. Была темная летняя ночь, тревожно озаряемая голубыми ракетами немцев. Самолет лежал на брюхе. Саперы помогли подрыть землю под ним, и он выпустил шасси. Они подняли самолет и взяли его на буксир к грузовой машине. Ночь и день отступавшая воинская часть кружила по степи: искали слабое звено в немецких клещах. Были моменты, когда машина с раненым самолетом сильно мешала. Отсоединили плоскости крыла, двигаться стало легче. Очень хотелось во что бы то ни стало спасти самолет, но вскоре стало ясно, что вывезти его к своим не удастся. По совету старшего по званию командира Покрышкин подогнал самолет к скирде соломы и поджег. Ночью они прорвались сквозь одно немецкое кольцо, но впереди все еще были немцы. Провели день в балке, а с наступлением вечера, выслав вперед разведку, тронулись в путь. Собрав в кулак бронемашины, вооружив бойцов гранатами, командир повел людей на прорыв. Им удалось пробиться через немецкие заслоны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2