Устинов Ю. С., Звезды Александра Покрышкина - 2001
Чугуевское военное училище летчиков (1940). В период Великой Отечес твенной войны - летчик-истребитель, командир звена, эскадрильи, помощник командира 16-го гв. ИАП по воздушно-стрелковой службе. Совершил 457 боевых вылетов, в 95 воздушных боях сбил 50 самолетов противника (31 - лично и 19 в составе группы). Погиб в авиационной катастрофе. Александр Покрышкин любил Александра Клубова. Он так о нем писал: "Вот и сегодня вся наша крылатая семья была в сборе: Речкалов, Клубов, Труд, Трофимов, Голубев... Я сердцем прирос к каждому из них. Добрая половина их - мои воспитанники. Мы по-прежнему не разлучались ни в воздухе, ни за столом. Даже машина моя все так же стояла рядом с их самолетами... Летали онимного, сражались мужественно и умело. Клубов, Трофимов, Сухов, Лукьянов и Жердев, которых совсем недавно считали молодыми истребителями, теперь сами водили большие группы и успешно выполняли боевые задания в любых условиях. Особенно выделялся своей отвагой и мастерством Александр Клубов. Спокойный и немного флегматичный в обычной земной жизни, в воздухе он преображался, становился дерзким, решительным и инициативным бойцом. Клубов не ждал, а искал врага. Унего была душа настоящего истребителя. С таким летчиком уверенно идешь в бой - его не только уважаешь, а любишь как дорогого и близкого человека! В боевой обстановке часто бывают критические моменты, когда жизнь летчика буквально висит на волоске. Именно в эти минуты с наибольшей силой проявляются лучшие качества воздушного бойца. Клубов был смел, но не бесшабашен. Спокойный, хладнокровный, он умел в нужную минуту дерзнуть, пойти на риск больший, чем кто-либо. Таким проявил себя Клубов однажды вечером, возвращаясь из воздушной разведки. Мы тогда здорово переволновались. Он почему-то задержался в полете. Уже прошли те сроки, когда он должен был показаться на горизонте. Я запросил его по радио. Клубов коротко ответил: "Дерусь ". Потом замолчал. Летчики в воздухе не любят многословия, да оно и не нужно. По-видимому, с ним что-то случилось. Тревога нарастала с каждой минутой. Но в глубине души я верил, что Клубов возвратится. И вот он появился... Его машина странно ковыляла в воздухе. С ней происходило что-то непонятное. Она вдругрезко клевала носом, и казалось, что вот-вот рухнет вниз. Потом так же неожиданно выравнивалась и даже слегка набирала высоту. Так повторялось несколько раз. Мы поняли, что на самолете Клубова перебито управление и он держит машину одним мотором. Она могла в любую секунду камнем рухнуть на землю. Я приказал Клубову по радио покинуть самолет. Но его рация не работала, и услышать моего приказания он не мог. Клубов шел на посадку. Было страшно смотреть, как, уже планируя, самолет вдруг снова клюнул.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2