Устинов Ю. С., Звезды Александра Покрышкина - 2001
контроль за моим поведением, интеллектуальным ростом, за повышением уровня тактических знаний. При сравнительно редких встречах, как бы мимоходом, он учил житейской мудрости: "Не спеши мстить своему обидчику (врагу) словом, тем более делом, может быть он в чем-то и прав. Не спеши -разберись. Скрытому врагу дай понять, что ты его раскусил и ничего плохого ему не делай. Он сам поймет, и его будет мучить совесть от того, что ты знаешь его подлость. Не сделает выводов - всеравно его жизнь покарает". И точно. На многих примерах в моей сложной авиационной жизни я убеждался, что Александр Иванович был прав, давая такие мудрые советы. Мы знаем, что у него, даже в войну, было много завистников и обидчиков. После войны, по его же оценкам, их не убавилось, кроме того, они стали крупнее и скрытнее. Он всех их знал и молчал... Не будем их сейчас перечислять поименно, судить их мы не вправе... Как говорил Александр Иванович: "История всегда и все расставит по своим местам ". Еще о воспитании и заботе о людях. Бывало, когда у Покрышкина появлялись час-два свободного времени, он вызывал в кабинет, сажал за стол, выдавал несколько чистых листов бумаги, два карандаша - красный и синий - и спрашивал, к примеру: "Почему в воздушных боях во Вьетнаме американские летчики применяют "растяну тые" боевые порядки пар и звеньев?... Доказывай! Рисуй! Рассчитывай! Показывай!" Горячо спорил, заражал страстью познания и не терпел соглашательства. И так вмесяц один, а то и двараза. По окончании таких занятий говорил: "Спасибо, думай еще."И не случайно 8-я отдельная армия ПВО под командованием А.И. Покрышкина все 10лет была на первом месте по боевой готовности в Войсках ПВО страны. Однажды под Новый год я по неопытности не успел перегнать все транспортные самолеты на базовый аэродром. Потом пришел запрет, и три экипажа остались вне дома. Ох! Как же мне командарм вставлял "фи тиля" - минут 15 водил пальцем перед моим лицом, с меня пот лил градом. Вышел я из кабинета сам не свой. Пришел на свое рабочее место, выкурил сразу одну за одной три сигареты (хотя я никогда не курил). Открывается дверь, заходит Покрышкин, улыбается. - Перестань курить, слабак, и не обижайся. Это - школа. Следующий раз будешь больше проявлять заботу о людях. Их ведь ждут дома на праздник жены и дети. Понял? Отлегло от сердца - стресс снят, и я твердо, на всю жизнь запомнил, что заботиться о людях надо всегда и везде. С тех пор ни одного самолета в праздничные дни ни на одном промежуточном аэродроме не оставалось. ...В 1966 г. на аэродроме Кайдаки при вылете на самолете МиГ-19 потерпел аварию капитан Борис Жилин. Сильно обгорел - было поражено 60 % кожного покрова. При таких ожогах люди не выживали. Александр
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2