Устинов Ю. С., Звезды Александра Покрышкина - 2001
американского разведчика "Канберра". В одном полете (в Прибалтике с аэродрома Нивенское) я даже стрелял по нему, но не достал, он был выше на 2... 3 км. А после первой очереди на высоте 18 500 м у меня остановились оба двигателя. Итак, через 10 мин, в высотно-компенсирующем костюме я занял боевую готовность № 1 в своем истребителе, и только через 3 ч поступила команда "Отбой" и следом информация, что вражескийразведчик сбит частями зенитно-ракетных войск. Это был известный Пауэрс. После этого случая еще сильнее закипеларабота по подготовке летчиков- высотников. Полк на самолетах МиГ-19 налетывал в год 4500 ч. За пять лет командования полкомя получил ордена Красной Звезды и Красного Знамени... Покрышкин часто собирал командиров полков на занятия (учебные сборы), совещания, военные советы. Было правилом командирам истреби тельных полков прибывать только на боевых самолетах. Детально, до мельчайших подробностейразбирал с нами недостатки иупущения в летной работе. Учил, как нужно их устранять. Особое внимание уделялось боевому дежурству, управлению авиацией в бою, взаимодействию с зенитно ракетными войсками. После официальной части Александр Иванович находил время на "довоспитание". Приглашал офицеров и генералов, каждый раз других, в столовую или даже домой (где мы помогали Марии Кузьминичне чистить картошку или лепить сибирские пельмени). Там продолжался разговор о главных вопросах службы. Здесь Покрышкин лучше узнавал командиров, их человеческие качества. Сам показывал пример главы семьи - очень чуткого хозяина дома. Это тоже была школа, да еще какая! После такого посещения, бывало, дома по старой привычке вот-вот что-то не так сделаешь или даже нагрубишь жене. Ан, нет! Тут сразу перед мысленным взором встанет фигура командарма, и сразу делаешь так, как он... Я каким-то особым чувством понимал, что лично ко мне Александр Иванович относится с особой симпатией, и только потому, что я до фанатизма был предан летному делу, много и смело летал по самым сложным видам летной подготовки при самых жестких минимумах. Ровно пять лет я командовал полком, а при назначении в 1963 г. на должность начальника авиации дивизии Покрышкин в приказном порядке (ранее я отнекивался) заставил написать рапорт на учебу в академию. Сказал: "Будешь заочно учиться, продолжать летать и учить других. Понял?" Отвечаю: "Понял ". И здесь я услышал ошеломившие меня слова: "Запомни, Николай Иванович! Будешь таким же порядочным человеком, при всех твоих других качествах в тебе я вижу в будущем крупного авиационно го начальника. Понял?" Тут я только смог головой кивнуть, дух перехватило, даже не мог вымолвить слов благодарности... С тех пор в самых трудных ситуациях в служебной деятельности, в полете я помнил и свято выполнял наказ- программу А.И. Покрышкина. В дальнейшем я постоянно чувствовал его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2