Устинов Ю. С., Звезды Александра Покрышкина - 2001

Путь в Качу С тав техником, затем старшим техником, Покрышкин много читает об авиации, о летчиках, штурманах, техниках и других авиационных специалистах. На заре XX в. началось бурное развитие авиации. В Европе и за Атлантикой строились аэропланы или авионы, как тогда называли самолеты. Строители этих самолетов - инженеры, техники, механики или просто одаренные умельцы, как правило, первыми поднимали в небо свои хрупкие создания и становились людьми другой, новой, героической профессии - пилотами, летчиками, летунами, пилотами-авиаторами. Мужество, отвага, мастерство летчиков всегда вызывают всеобщее признание и поклонение людей, которые пока считают, что не всем дано летать. О летчиках пишут восторженные рассказы, очерки, повести. Их самозабвенно читал техник Покрышкин. Он с увлечением прочитал очерки и рассказы русского писателя А.И. Куприна, который в начале XX столетия стал активным сторонником развития русской авиации. Он был знаком со многими нашими пилотами- авиаторами, неоднократно поднимался с ними в небо и попадал в аварии. Покрышкину понравились его яркие, запоминающиеся очерки, рассказы, посвященные авиации и летчикам: "Над землей", "Мой полет", "Люди- птицы", "Устроители". В этих произведениях тезка будущего трижды Героя Александр Иванович талантливо и правдиво рассказал о трудной и опасной работе летчиков, раскрыл величие и поэзию полета в небе. В очерке "Мой полет" Куприн рассказывает о полете 12 ноября 1911 г. в Одессе с одним из первых русских авиаторов борцом Иваном Заикиным. Кратко и точно писатель рассказывает об искусстве летчика, пилотирующе­ го пока еще несовершенный самолет. Осенью 1916 г. Куприн жил в Гатчине и познакомился с офицерами - летчиками школы воздухоплавания. В сентябре 1916 г. А.И. Куприн совершил полет на самолете "Фарман IV" с поручиком Н.К. Коноваловым. Об этом полете, продолжительностью всего 12 мин, Куприн написал восторженный очерк "Люди-птицы", который проникнут гордостью за всех русских летчиков. "Привет вам, гордые птицы удивительной русской ... армии! Вечная слава и светлая память погибшим героям!" - так заканчивает очерк Александр Иванович. Покрышкин с затаенным дыханием читает очерк известного писателя Михаила Кольцова "Перелет". Михаил Ефимович, как многие наши выдающиеся писатели и журналисты, был влюблен в авиацию и летчиков. Надо заметить: он прошел курс обучения и получил квалификацию летчика-наблюдателя, или, по-нашему, штурмана. В 1926 г. Михаил Кольцов вместе с летчиком П.Х. Межераупом на самолетеР-1 "Красная Звезда" совершает перелет Москва-Анкара. О том,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2