Устинов Ю. С., Звезды Александра Покрышкина - 2001
...Произошло все это в считанные секунды. Сбить два самолета зараз - уже само по себе событие крайне редкое. Но так, как это сделал Покрыш кин, - экономно, расчетливо, ювелирно точно, - такое увидеть своими глазами можно, пожалуй, лишь раз в жизни. Мне, скажем, больше не приходилось... Стиль и боевой почерк Покрышкина обрели широкую известность, естественно, не только у врага. Популярность его среди фронтовых летчиков быстро росла, поучиться у него, перенять опыт многие считали за честь. И он им щедро делился. Помню, мы снова встретились с ним на конференции фронтовых летчиков, широко практиковавших метод свободной охоты. Было это неподалеку от села Сарогозы. Собрались там в основном мастера своего дела - асы и воздушные снайперы. Среди них помимо Покрышкина были такие знаменитые летчики, как А. В. Алелюхин, Г.А. Речкалов, Амет-хан Султан, братья Б.Б. иД. Б. Глинки, В.Д. Лавринен- ков... Выступал, разумеется, и Покрышкин. Его обычно слушали с особым вниманием. ...Кстати, мое впечатление от первой нашей встречи с Покрышкиным целиком подтвердилось: вскоре он стал командиром полка, а затем и дивизии. Но вместе с тем продолжал оставаться летчиком... После окончания войны Е.Я. Савицкий был начальником Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС, в последующем - командующим истребительной авиацией ПВО страны, затем (с 1966 по 1980 г.) заместителем главкома войсками ПВО страны, в 1961 г. стал маршалом авиации. Е.Я. Савицкий, как мне представляется, был смелым во всех отношени ях: никого не боялся, смело брал ответственность за принимаемые решения. У него и позывной был на фронте "Дракон". При этом Савицкий был человеком воздуха. Поднявшись однажды в небо, он отдал ему всю свою жизнь. Е.Я. Савицкий, став летчиком-истребителем, не мог изменить этому виду авиации. Высокие скорости, свобода маневра, чувство хозяина неба и машины создавали ему ощущение полноты бытия, глубинной уверенности в собственных силах. О жизненном пути Савицкого в полной мере говорят записи о самолетах, на которых он летал. В юности это были У-2, Р-1, Р-5, И-2, И-3, И-4, И-5, И-15, И-16, И-153... А вот самолеты времен войны: Jla-5, Ла-7, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ил-2 ("черная смерть" - так его называли фашисты); трофейные и поступившие по ленд-лизу: "мессеры" - Me-109, Me-109F, Ме-262; английские истребители - "Спитфайр", "Харрикейн", американская 1Савицкий Е.Я. Полвека с небом. М.: Воениздат, 1988.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2