Устинов Ю. С., Звезды Александра Покрышкина - 2001
Однако, как правило, в иностранных источниках приводятся сведения, говорящие об очень высокой результативности их летчиков. Дело в том, что за рубежом велись подсчеты по отличной от нашей методике. В качестве числа сбитых самолетов принималось число их моторов. Таким образом, один сбитый четырехмоторный самолет учитывался как четыре одномоторных. Весной 1943 г. Покрышкин в кубанском небе в течение 24 часов уничтожил 4 "мессершмитта". А в ходе всего Кубанского сражения - около 30 самолетов. Были среди них и четырехмоторные; 2) время, проведенное в воздухе (налет в часах). Если взять армейских летчиков, то каждый из них имел большой налет часов, учился в элитном офицерском училище, затем учился летать на авиетках. К примеру, тот же Эрих Хартман уже в 10 лет самостоятельно летал на планере, в 16 лет стал инструктором-планеристом. Летное образование получил в летном училище под Кенигсбергом. До августа 1942 г. продолжал учиться летать на авиабазе в Цербсте. В августе 1942 г. - Восточный фронт, первый бой в предгорьях Кавказа. Его первые воздушные бои были неудачными. После третьего боевого вылета Хартман был отстранен от полетов и две недели изучал тактику ведения боя в составе пары; 3) служебное положение летчика-истребителя. Думается, большая разница между асом-охотником и командиром истребительной дивизии. Несоизмеримы ответственность летчика-истребителя за себя и ответствен ность командира истребительной авиационной дивизии не только за себя, но и за всю дивизию, за весь личный состав (летный, инженерно- технический, обслуживающий), боевую готовность, боевое дежурство, боевую подготовку, техническое состояние, снабжение, обеспечение всеми видами довольствия, дисциплину и воспитание людей. В целом, если говорить о советских и немецких асах, то наблюдается удивительное совпадение их показателей. Да, майор Хартман был отличным воздушным снайпером, но если рассматривать его боевые действия только по одному показателю - коэффициенту эффективности воздушного боя, - то полковник А.И. Покрышкин имеет такой же, а майор И.Н. Кожедуб - выше, чем у Э.Х. Хартмана. Практически равные значения этого коэффициента у советского летчика Г. Речкалова и немецкого Г. Баркгорного; советского летчика К. Евстигнеева и немецкого Г. Ралля; советского летчика А. Ворожейкина и немецкого В. Новотны. В 1998 г. в Германии вышла книга "Воздушная война крупным планом" (авторы Р.Ф. Толивер и Т.Дж. Констебль). В ней приводится любопытный анализ боевых качеств А.И. Покрышкина: "Самым знаменитым советским асом-истребителем был полковник Александр Покрышкин. Его гвардей ский полк часто противостоял JG-52... Карьера Покрышкина имеет много общих деталей с биографиями многочисленных германских и союзных асов... Несмотря на мундир, который носит человек, и знамя, под которым он служит, многие пилоты-истребители проходили через одни те же испытания... Как и Эрих Хартман в Германии, Покрышкин выучился 7— 1422
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2