Устинов Ю. С., Звезды Александра Покрышкина - 2001

связан переезд многих людей из дальних мест. Переехал и отец Покрышки­ на ради куска хлеба и человеческого счастья. Приехал он в Сибирь из деревни Ивановцы Больше-Секминской волости Нолинского уезда Вятской губернии, 'приехал без барахла, без денег и нашел приют на окраине Новониколаевска, ставшего только что городом, за рекой Каменкой. Приют. Это значит, что такие же бедные люди приютили, согласились потесниться на земле сибирской и дать место, чтобы построить хибарку из одной комнаты... Отец Александра Иван Петрович с малых лет работал каменщиком. В 1910 г. получил тяжелую производственную травму, стал инвалидом второй группы. Не имея другой специальности, начал заниматься мелкой торговлей. После Октябрьской революции трудился курьером на водном транспорте и кучером в госучреждениях, затем работал кустарем в артели инвалидов. Мать Александра Ксения Степановна до замужества была домработни­ цей, а потом - домохозяйкой. Александр Покрышкин родился 6 марта 1913 г., когда первому сыну в этой семье Василию исполнилось три года. Через год родилась сестра Мария, затем, через два года брат Алексей, потом, опять через два года, Петр, в 1922 г. - Валентин и в 1927 г. - последний брат Виктор. То есть в семье Покрышкиных было семь детей: шесть сыновей и одна дочь. Александр зарегистрирован в "Метрической книге о рождении, браке и смерти по Томской духовной консистории Покровской церкви г. Ново­ николаевска за 1913 год" (Государственный архив Новосибирской области. Д-156, Оп. 1,№ 1444, л. 75). Почему в названии указана Томская духовная консистория...? Дело в том, что в тот период г. Новониколаевск входил в состав Прокудской волости Томского уезда Томской губернии. Трудно представить, как эта многодетная семья из девяти человек размещалась и жила в одной небольшой комнате на три окошка с одной дверью с улицы. Такие "дворцы", в лучшем случае из рубленного леса, а чащезасыпухи (засыпались шлаком и другими выбрасываемыми на свалку материалами) назывались в народе избами, халупами, бараками или барачишками. Пожилые новосибирцы и люди преклонного возраста помнят тысячи этих халуп в Закаменке, Нахаловке, Ельцовке и других районах. Они ютились одна рядом с другой, нередко прижимались вплотную друг к другу, образуя сплошной ряд деревянных строений разного калибра по ширине, высоте, формам крыш. Каждому такому ряду присваивалось наименование улицы, халупе-бараку давалось название - дом с номером, а крошечному участку земли, на котором он стоял, присваивалось наименование "усадьба". Вот такая усадьба размером в две сотки земли, огороженная дощатым забором, и деревянная халупа на улице Лескова, 43а принадлежали Ивану

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2