Устинов Ю. С., Звезды Александра Покрышкина - 2001
мотор незнакомого самолета и взлететь? Сможет ли прорваться сквозь огонь, который непременно откроют по беглецам? Удивителен был экипаж "Хейнкеля-111”, приземлившегося 8 февраля 1945 г. на советской земле. Десять человек в полосатой одежде, обросшие, с бирками на груди, вышли из самолета, плюхнувшегося брюхом на мерзлую пахоту. Возглавлял этих людей летчик М.П. Девятаев. После нескольких лет разлуки и неведения Покрышкин с радостью встретил Девятаева. Они разыскали на карте тот населенный пункт Львовской области, из которого М.П. Девятаев вылетел на боевое задание, припомнили его последний воздушный бой. Летчик рассказал о том, как ему буквально за несколько минут удалось разобраться в приборах "хейнкеля" и как тяжело было взлетать с небольшой площадки... Своим подвигом Герой Советского Союза М.П. Девятаев вписал славную страницу в историю дивизии, в боевую летопись Великой Отечественной войны. Но это было потом, а тогда, в июле сорок четвертого года, когда стало известно, что полк потерял еще одного воздушного бойца - Девятаева, его родным послали обычное сообщение: "Не вернулся с боевого задания". Дивизия перебазировалась на новый аэродром, расположенный у леса. Шла напряженная боевая работа. Самолеты, взмывая с земли, устремля лись на запад. Маршруты их полетов были определены наступлением танковых армий М.Е. Катукова и П.С. Рыбалко, которые прикрывал авиационный корпус. Государственная граница осталась позади. Острие клинка, нарисованного на штабных картах, уже доставало до синей ниточки Вислы. Впереди была битва. Август 1944 г. Аэродромно-строительная служба 9-й гв. НАД нашла подходящие полевые площадки ближе к Висле и подготовила их к базированию самолетов. Два полка сели в Ежове, а 16-й гв. ИАП, в котором находился боевой самолет А.И. Покрышкина, сел в пригороде Тарнобжега, Мокшишуве. Там же разместился штаб дивизии. Гвардии старшина Илья Давыдович Гурвиц - радиоэлектромеханик звена управления 16-го гв. ИАП, обслуживавший боевые вылеты А.И. Покрышкина, находясь в его самолете с номером 100 - "сотке", первым по радио услышал Указ о награждении Александра Ивановича третьей "Золотой Звездой" и сообщил дежурному. Это было на аэродроме Стале вблизи Мокшишуве под городом Тарнобжег (Польша) 19 августа 1944 г. В июне 2001 г. я разыскал Илью Гурвица, произошла встреча. Он начал воевать 7 июля 1941 г. и помнит многое. Я привожу его рассказ об одном событии. "С вечера стало известно: на рассвете командир дивизии Александр Покрышкин сам поведет большую группу самолетов, чтобы прикрыть с воздуха наши войска врайоне города Яссы... Я влез в кабину покрышкинской "сотки" проверить радиоприемники, подачу кислорода, приборы...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2