Устинов Ю. С., Звезды Александра Покрышкина - 2001

удобном случае стараются об этом напомнить, требуя взаимной услуги. Он же, будучи человеком честным, бескорыстным, отзывчивым, не мог остаться безучастным к судьбе человека, не мог позволить себе оставить его в беде. ...Возвратится группа с задания -Покрышкин не только примет доклад старшего, но и внимательно выслушает каждого летчика - что он видел, на что обратил особое внимание. Это тоже школа, и не только для тех, кто непосредственно вылетал на задание, но и для тех, кто присутствует при их рапорте. Одним позавидуешь, как они наблюдательны, дерзки, активны. Слушая других, недоумеваешь: тот переоценил противника, тот явно недооценил его, третий "слона" не заметил, хотя речь идет об одном и том же эпизоде. Покрышкинучил нас видеть пространство, безошибочно ориентироваться в происходящем, мгновеннореагировать на действия противника. На разборе он обстоятельно анализировал воздушный бой, подчеркивал его сильные и слабые стороны, характеризовал, кто и как вел себя в схватке с противни­ ком, какие допустил ошибки, называл тех, кто добился если не победы, то преимущества над врагом, разъяснял, в чем оно выражается, какой маневр целесообразно было выполнить, атакуя гитлеровца, и как следовало уходить из-под огня, оказавшись у него в прицеле... - Именно бой проверяет, чему ты научился на земле, как к нему подготовился и, естественно, ставит точки над i, -часто напоминал он нам на занятиях. Все свое свободное от боевых вылетов время он посвящал обучению подчиненных ему летчиков, уделяя при этом самое пристальное внимание молодежи, он был не только выдающимся летчиком войны - он был одаренным педагогом, терпеливым учителем широкого диапазона. Все рекомендации, все его советы и требования были тщательно продуманы и проверены лично. Не раз после боевого дня до поздней ночи засиживался он над схемами воздушных боев, самостоятельно анализировал каждый их элемент - и только после этого на очередном занятии кратко, убедительно и очень доходчиво давал нам точные как математические формулы рекомендации. Надо ли говорить, что к тому времени, когда он стал работать с нами, у него за плечами было целых два года войны -огромный опыт и внушитель­ ный боевой счет. У него было моральное право учить других!.. Занятия его были не только интересными, но и оригинальными по форме. Покрышкин умел заставить каждого из нас не только внимательно слушать и запоминать его советы ирекомендации, но и активно участвовать в самом процессе познавания, напряженно думать, анализировать, делать выводы. Стоило нам заметить, что наш учитель вернулся из очередного боевого вылета, как безо всякой команды направлялись в эскадрильский класс, который кто-то из ребят в шутку назвал академией в землянке.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2