Устинов Ю. С., Звезды Александра Покрышкина - 2001

красноармеец. Лицо обгорелое: полтора месяца только прошло, как меня сбил "мессер". Успел 25 боевых вылетов совершить - штурмовал вражеские войска, вел разведку. Опыта ведения воздушного боя нет. За штурмовки награжден орденом Красной Звезды. Налет на И-16 составляет всего лишь 25 часов, а общий - идо 100 не дотягивает... Это теперь выпускник авиационного училища летчиков-истребителей имеет 250-300 часов налета, разумеется, главным образом на реактивных истребителях. А многие из нас тогда умели разве что "заручку держать­ ся"... Стою в задумчивости. Вдруг стоявшийрядом командир полка подполков­ ник Исаев, перекрывая гул моторов, громко окликнул идущего с самолетной стоянки летчика: -Покрышкин! Тот оглянулся, направился к нам. За ним еще несколько летчиков повернули к нашей группе. Названная командиром полка фамилия заинтриговала всех нас. Неужели тот самый Покрышкин?! Его уже знала Кубань, знала страна. О нем писали газеты, его имя упоминалось в сводках Совинформбюро. Мы слышали о нем немало как о новаторе наступательного воздушного боя на вертикальном маневре. И вот он перед нами! Высокий, худощавый, крепкий в плечах майор. На груди сверкают Золотая геройская Звезда, два ордена Ленина и орден Красного Знамени. Авиационная фуражка "блинчиком", в левойруке планшет, перчатки и тонкий шлем. Хлопчатобумажная гимнастерка в разводах. Остановившиеся сбоку его спутники, оживленно о чем-то говорившие, приутихли. Тоже в мокрых от пота гимнастерках, только что из боя... Между тем командир говорит Покрышкину: - Вот - орлы прибыли! - и ухмыляется. - Твои будут. Знакомься и учи. Покрышкин, подбоченясь, медленным взором обвел всех, потом подошел ближе и стал беседовать с каждым... Вскоре в одном из учебных полетов мне не удалось справиться с управлением "Аэрокобры". Самолет сорвался в "штопор" и разбился, мне удалось приземлиться на парашюте. Только заступничество Покрышкина спасло меня от сурового наказания... Александр Иванович подробно рассказал нам, его ученикам, о том, что происходит с самолетом, когда он штопорит, и наглядно, специфическими движениямиладони, показал все элементы этогоявления. А затем, используя все ту же наглядность, движениями рук и ног показал, как надо вводить самолет в фигуру и как выводить его из обыкновенного, плоского переверну­ того штопора. После такого урока никак нельзя было не уяснить особеннос­ ти пилотирования самолета на этих сложных фигурах. Ни в тот период, ни потом - никогда Александр Иванович ни разу и словом не обмолвился о том неприятном происшествии. Он просто не относился к тем людям, которые, сделав кому-нибудь хорошее, при каждом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2