Русский герой Александр Покрышкин. Альманах - 2013

патрулировали, отбивали нападения бомбардировщиков. Обстановка в воздухе была сложной. Враг в это время имел почти десятикратное превосходство в самолетах. И чтобы хоть как-то компенсировать это, приходилось идти на невиданную напряженность в боевых вылетах. В эти тяжелые июньские дни летный состав имел пере­ дышку лишь в минуты заправки самолетов горючим и боеприпасами. С то яла изнуряющая жара, донимала пыль. Все это требовало много сил, энергии, большого запаса душевной стойкости. А как тяжело было созна­ вать, что Красная Армия отходит, что враг захватывает все новые и новые районы. В те дни летчиков трудно было узнать: похудели, почернели лица, и не столько от солнца, сколько от чрезмерного напряжения, мораль­ ного и физического. Но сознание долга , ненависть к врагу, боевой настрой были высоки. Когда ставилась задача на штурмовку наземных целей, командир, как правило, подчеркивал: не отвле­ кайтесь на другие цели. Главное, разбить колонну. Возвращаясь, иногда встречали группы «юнкерсов». Прикрытые истребителями, они шли на переправы. Разве мы могли спокойно пройти мимо? Набрасывались на них, стремясь не допустить к целям. Как правило, заставляли сбросить бомбовый груз в поле. Иногда при­ ходилось атаковать, даже не имея боезапаса. Не скрою, попадало за такую «инициативу». Но летчиков можно было понять. Мы представляли радость людей у переправ, когда наши истребители спасали их от бомбежки, и упреки в адрес нашей авиации за то, что не смогли предотвратить удар вражеских бомбардиров­ щиков. Да, трудное это было время... Вскоре танки противника подошли к пригородам Ростова. Авиация врага систематически бомбила город и аэродром. Полк перелетел за Дон, в Батайск. Но и там нашей работе и ночному отдыху мешали частые бло ­ к и р о в к и а э р о д р о м а д н е м , у д а р ы н очны х бомбардировщиков противника в темное время суток. После напряженного дня летчики не могли спокойно поспать. Взрывы бомб на аэродроме нередко поднимали нас с постели. В Б атайске бы ло п о лучено распоряж ение об отправке в авиамастерские на капитальный ремонт само­ летов, у которых выработан моторесурс. И з полка ухо ­ дила в тыл эскадрилья Фигичева на М И Г -3 и экипажи на самолетах Я к - 1 под командованием Камосы. Все, кто оставался для продолжения боевой работы, с завистью провожали их. Страшно хотелось отоспаться. Были такие минуты, когда не держали ноги. Сон сваливал лет ­ чика, как только самолет заруливал на стоянку. В полку остались две неполные эскадрильи, каж ­ дая из которых имела по восемь потрепанных Я к - 1 . О дн а под моим командованием, а другая — Павла Крюкова. Теперь нагрузка еще более возросла. О став ­ шемуся составу пришлось выполнять боевые задачи за весь полк. М еста наших боевых действий все больше переме­ щались восточнее Ростова, по Дону, где противник, форсировав реку, прорвался на Северный К авк а з . Вылетали на прикрытие наших переправ и нанесение штурмовых ударов по врагу. А в Ростове уж начались уличные бои. Э т о вынудило нас перебазироваться южнее, к станице Кущевской. Прилетели туда эскадрильей после нанесения штур­ мового удара по переправившимся колоннам врага у ста­ ницы Семикаракорской. Приземлились, зарулили на стоянку. Авиатехников и работников Б А О нет. Поняли, что они еще в пути. Самолеты заряжать нечем, нет ни горючего, ни боеприпасов, ни сжатого воздуха. Нахо­ дившиеся на аэродроме истребительный полк и бата ­ льон обслуж ивания не смогли помочь. М аленький вынужденный отдых я использовал для ознакомления с полком. Из фронтовых кинофотодокументов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2