Русский герой Александр Покрышкин. Альманах - 2013
патрулировали, отбивали нападения бомбардировщиков. Обстановка в воздухе была сложной. Враг в это время имел почти десятикратное превосходство в самолетах. И чтобы хоть как-то компенсировать это, приходилось идти на невиданную напряженность в боевых вылетах. В эти тяжелые июньские дни летный состав имел пере дышку лишь в минуты заправки самолетов горючим и боеприпасами. С то яла изнуряющая жара, донимала пыль. Все это требовало много сил, энергии, большого запаса душевной стойкости. А как тяжело было созна вать, что Красная Армия отходит, что враг захватывает все новые и новые районы. В те дни летчиков трудно было узнать: похудели, почернели лица, и не столько от солнца, сколько от чрезмерного напряжения, мораль ного и физического. Но сознание долга , ненависть к врагу, боевой настрой были высоки. Когда ставилась задача на штурмовку наземных целей, командир, как правило, подчеркивал: не отвле кайтесь на другие цели. Главное, разбить колонну. Возвращаясь, иногда встречали группы «юнкерсов». Прикрытые истребителями, они шли на переправы. Разве мы могли спокойно пройти мимо? Набрасывались на них, стремясь не допустить к целям. Как правило, заставляли сбросить бомбовый груз в поле. Иногда при ходилось атаковать, даже не имея боезапаса. Не скрою, попадало за такую «инициативу». Но летчиков можно было понять. Мы представляли радость людей у переправ, когда наши истребители спасали их от бомбежки, и упреки в адрес нашей авиации за то, что не смогли предотвратить удар вражеских бомбардиров щиков. Да, трудное это было время... Вскоре танки противника подошли к пригородам Ростова. Авиация врага систематически бомбила город и аэродром. Полк перелетел за Дон, в Батайск. Но и там нашей работе и ночному отдыху мешали частые бло к и р о в к и а э р о д р о м а д н е м , у д а р ы н очны х бомбардировщиков противника в темное время суток. После напряженного дня летчики не могли спокойно поспать. Взрывы бомб на аэродроме нередко поднимали нас с постели. В Б атайске бы ло п о лучено распоряж ение об отправке в авиамастерские на капитальный ремонт само летов, у которых выработан моторесурс. И з полка ухо дила в тыл эскадрилья Фигичева на М И Г -3 и экипажи на самолетах Я к - 1 под командованием Камосы. Все, кто оставался для продолжения боевой работы, с завистью провожали их. Страшно хотелось отоспаться. Были такие минуты, когда не держали ноги. Сон сваливал лет чика, как только самолет заруливал на стоянку. В полку остались две неполные эскадрильи, каж дая из которых имела по восемь потрепанных Я к - 1 . О дн а под моим командованием, а другая — Павла Крюкова. Теперь нагрузка еще более возросла. О став шемуся составу пришлось выполнять боевые задачи за весь полк. М еста наших боевых действий все больше переме щались восточнее Ростова, по Дону, где противник, форсировав реку, прорвался на Северный К авк а з . Вылетали на прикрытие наших переправ и нанесение штурмовых ударов по врагу. А в Ростове уж начались уличные бои. Э т о вынудило нас перебазироваться южнее, к станице Кущевской. Прилетели туда эскадрильей после нанесения штур мового удара по переправившимся колоннам врага у ста ницы Семикаракорской. Приземлились, зарулили на стоянку. Авиатехников и работников Б А О нет. Поняли, что они еще в пути. Самолеты заряжать нечем, нет ни горючего, ни боеприпасов, ни сжатого воздуха. Нахо дившиеся на аэродроме истребительный полк и бата льон обслуж ивания не смогли помочь. М аленький вынужденный отдых я использовал для ознакомления с полком. Из фронтовых кинофотодокументов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2