Русский герой Александр Покрышкин. Альманах - 2013
Его требовательность привила мне точность в работе, стремление осмысливать свои действия. Э та привычка ска залась и при освоении летного д е ла . Думаю , что именно это качество позволило мне уско ренно окончить Краснодарский аэроклуб, освоить за короткое время полеты на истребителе, научиться пило тировать его. И вот теперь, вынужденно отстраненный от поле тов, я обдумывал свой небольшой боевой опыт, д елал выводы на будущее. Ч то меня прежде всего беспоко ило? Почему, наряду с победами, я часто прилетаю на аэродром с пробоинами в самолете, а из последнего вылета пришел пешком? Ведь техникой пилотирования, оружием я владею нормально, в робости меня никто не упрекал, боевой истребитель тоже неплохой. В чем же причина неудач? И я стал самокритично, без скидок думать об этом. К сожалению, ошибок оказалось много. Главным образом, неудачные действия в бою произошли именно из-за моих ошибок, а также из-за промахов др у гих летчиков, которые шли в одной со мной группе на боевое задание. Вместе с тем было немало причин, которые возни кали не по вине летного состава. Они происходили вследствие недостатков в построении боевого порядка, и з-за того, что не сделаны правильные выводы из пер вых боев с противником. А схватки в воздухе показали, что многие приемы боевых действий, которые мы осва ивали в предвоенный период, формы построения бое вого порядка устарели , не соответствую т практике сегодняшнего дня, «не работают» на победу. Поражение зениткой моего самолета над перепра вой в Унгенах еще более убедило, что группа из трех самолетов не годится для истребителей. Она сковывает маневр не только ведущего, но и ведомых, не обеспечи вает их безопасность, может привести к столкновению. К о гда я ока зался в положении левого ведом ого у Фигичева, то перестроение Лукашевича с правого в левый пеленг чуть не закончилось столкновением само летов. Хорошо , что я увидел идущего сбоку Л ук аш е вича. Свобода маневра для перестроения ведомых обе спечивается только при боевом порядке пары. Звено из трех самолетов свойственно бомбардиров щикам. Оно обеспечивает им оборону заднего сектора. Истребителям же, как нападающим, оно не подходит. Боевой порядок группы истребителей в составе четырех или более самолетов должен строиться с рассредоточе нием пар по фронту и по высоте. В этом построении достигается высокая маневренность группы. Летчики меньше отвлекаются на осмотрительность для предот вращения столкновения друг с другом. Главное внима ние они уделяют поиску противника. Была еще одна очень серьезная причина, которая отрицательно влияла на нашу боевую активность, на эффективность боевых действий. Это отсутствие ради освязи на наших истребителях. Радиосвязь обеспечи вает четкое управление в воздухе, позволяет предупре дить летчиков об опасности. И з -за отсутствия радио станции на наших истребителях мы были вынуждены управлять примитивными эволюциями самолетов. В первых же воздушных боях сказывались и недо статки в тактической подготовке предвоенного периода. У летчиков вырабатывались навыки летать в плотных боевых порядках, годных лишь для парадов. А ведь именно так летать требовали наставления и инструкции. Д ля перехода на разомкнутые боевые порядки требова лось переломить и психологические привычки у летного состава. А это не просто. Ан али з проведенных боев, своих и летчиков эска дрильи, подсказывал, что атаки по воздушным и назем ным целям необходимо проводить на большой скорости, Э то обеспечит внезапность удара, создаст большие угловы е скорости перемещения при ведении огня Из фронтовых кинофотодокументов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2