Русский герой Александр Покрышкин. Альманах - 2013

Его требовательность привила мне точность в работе, стремление осмысливать свои действия. Э та привычка ска залась и при освоении летного д е ла . Думаю , что именно это качество позволило мне уско ­ ренно окончить Краснодарский аэроклуб, освоить за короткое время полеты на истребителе, научиться пило­ тировать его. И вот теперь, вынужденно отстраненный от поле­ тов, я обдумывал свой небольшой боевой опыт, д елал выводы на будущее. Ч то меня прежде всего беспоко­ ило? Почему, наряду с победами, я часто прилетаю на аэродром с пробоинами в самолете, а из последнего вылета пришел пешком? Ведь техникой пилотирования, оружием я владею нормально, в робости меня никто не упрекал, боевой истребитель тоже неплохой. В чем же причина неудач? И я стал самокритично, без скидок думать об этом. К сожалению, ошибок оказалось много. Главным образом, неудачные действия в бою произошли именно из-за моих ошибок, а также из-за промахов др у ­ гих летчиков, которые шли в одной со мной группе на боевое задание. Вместе с тем было немало причин, которые возни­ кали не по вине летного состава. Они происходили вследствие недостатков в построении боевого порядка, и з-за того, что не сделаны правильные выводы из пер­ вых боев с противником. А схватки в воздухе показали, что многие приемы боевых действий, которые мы осва­ ивали в предвоенный период, формы построения бое­ вого порядка устарели , не соответствую т практике сегодняшнего дня, «не работают» на победу. Поражение зениткой моего самолета над перепра­ вой в Унгенах еще более убедило, что группа из трех самолетов не годится для истребителей. Она сковывает маневр не только ведущего, но и ведомых, не обеспечи­ вает их безопасность, может привести к столкновению. К о гда я ока зался в положении левого ведом ого у Фигичева, то перестроение Лукашевича с правого в левый пеленг чуть не закончилось столкновением само­ летов. Хорошо , что я увидел идущего сбоку Л ук аш е ­ вича. Свобода маневра для перестроения ведомых обе­ спечивается только при боевом порядке пары. Звено из трех самолетов свойственно бомбардиров­ щикам. Оно обеспечивает им оборону заднего сектора. Истребителям же, как нападающим, оно не подходит. Боевой порядок группы истребителей в составе четырех или более самолетов должен строиться с рассредоточе­ нием пар по фронту и по высоте. В этом построении достигается высокая маневренность группы. Летчики меньше отвлекаются на осмотрительность для предот­ вращения столкновения друг с другом. Главное внима­ ние они уделяют поиску противника. Была еще одна очень серьезная причина, которая отрицательно влияла на нашу боевую активность, на эффективность боевых действий. Это отсутствие ради ­ освязи на наших истребителях. Радиосвязь обеспечи­ вает четкое управление в воздухе, позволяет предупре­ дить летчиков об опасности. И з -за отсутствия радио­ станции на наших истребителях мы были вынуждены управлять примитивными эволюциями самолетов. В первых же воздушных боях сказывались и недо­ статки в тактической подготовке предвоенного периода. У летчиков вырабатывались навыки летать в плотных боевых порядках, годных лишь для парадов. А ведь именно так летать требовали наставления и инструкции. Д ля перехода на разомкнутые боевые порядки требова­ лось переломить и психологические привычки у летного состава. А это не просто. Ан али з проведенных боев, своих и летчиков эска­ дрильи, подсказывал, что атаки по воздушным и назем­ ным целям необходимо проводить на большой скорости, Э то обеспечит внезапность удара, создаст большие угловы е скорости перемещения при ведении огня Из фронтовых кинофотодокументов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2