Русский герой Александр Покрышкин. Альманах - 2013
Александр ПОКРЫШКИН ПОЗНАТЬ К глубокому сожалению, Александр Иванович Покрышкин не увидел этой книги. Подписанная им рукопись еще находилась в наборе, когда тяжелая болезнь оборвала его жизнь. А маршал авиации так ждал выпуска в свет этого труда! А лександр Иванович более четырех лет работал над рукописью «Познать себя в бою». Само назва ние и идея будущего труда зародились у него значи тельно раньше. Первая мемуарная книга Покрышкина «Небо войны» неоднократно переиздавалась у нас, переве дена и издана во множестве других стран. Труд этот получил высокую оценку литераторов, историков, любителей и знатоков авиации, всех читателей. Но Александру Ивановичу во всем, за что бы он ни брался, хотелось достичь совершенства, точности, глубины. И «Познать себя в бою» — это уже совер шенно другая книга на том же материале. Она не только обогащает наше историческое знание, но и зовет к размышлению, учит понимать людей, прини мать правильные решения. Вот почему мы предлагаем молодому читателю, заинтересовавшись фрагментами книги, затем найти ее и прочитать полностью. Становление летчика Апрельское утро 1 9 4 1 года выдалось по-особому теплым. Ласковый ветерок приятно освежал лица л е т чиков, теребил полы регланов. Наш полк выстроился поэскадрильно у стоянок самолетов, где с рассвета уже работали техники и механики. Ш ла предполетная под готовка. Командир полка майор Иванов, с плановой табли цей в руках, отдавал распоряжения о порядке взлета, работы в зонах, напоминал о мерах безопасности. Гово рил он не спеша, с расстановкой. Э то был опытный, бывалый командир. Мы знали, что за плечами Виктора Петровича — большой опыт авиатора, сложные полеты. Слушали его летчики очень внимательно неспроста. Его умение выделить главное, подчеркнуть особенность дня каждый раз превращали предполетную подготовку в настоящую школу для летчиков. Мы любили эти ранние утренние часы на аэродроме. Самолеты стоят расчехленные, около них расторопно трудятся техники, обмениваются репликами летчики. Все это внушало уверенность, свидетельствовало о разме ренной, четкой жизни полка. Да и вообще, для того, кто предан авиации, влюблен в полеты, быть на аэродроме утром — истинное удовольствие. Знакомый, едва у л о вимый запах бензина, ароматы степных трав... Особая атмосфера. Она свойственна только аэродрому. А это летное поле, недалеко от молдавского города Бельцы, было особенно родным и привычным. Уже не один месяц бороздим здесь южное небо. Граница рядом. И это налагает на нас особую ответственность. Яркие лучи солнца били прямо в лицо майору И ва нову. Но он только чуть прищурил большие карие глаза, продолжал так же размеренно напутствовать летчиков. И вдруг по строю полка прошло какое-то волнение, что-то отвлекло наше внимание. Я и сам насторожился, услышав далекий гул моторов. З в у к двигателей был незнаком... Командир полка посмотрел на запад. Мы все повер нулись туда, всматриваясь в небо. Два незнакомых очер таний самолета подходили к нашему аэродрому. Прошло несколько минут, и они встали на посадоч ный курс. «Что это за машины? Почему? З ач ем ?» — дум ал каждый из нас. — Очень похожи на «савойи», — наконец сказал командир нашей эскадрильи Соколов. Ему можно верить. Старший лейтенант имел боевой опыт, был знатоком авиации. Летчики слышали про этот итальянский бомбардировщик. СЕБЯ В БОЮ Ф ра гм енты книги А машины уже катятся по взлетной полосе, срули- вают с нее, приближаются к стоянке. Действительно, это «савойи». — А знаки-то на них не итальянские, — заметил кто-то. — Знаки югославских военно-воздушных сил. У них на вооружении этот тип бомбардировщика, — ото звался командир полка. Он уже отдал дежурному офи церу необходимые распоряжения и, по-видимому, имел четкое представление, что делать. Н е д а л е к о о т нас бом барди ровщ и ки в с тали . Зам олкли двигатели. И сразу же из кабин на землю сошло несколько человек. Было видно по знакам разли чия, что это старшие офицеры и генералы военно- воздушных сил Югославии. Командир полка и началь ник штаба направились к ним. С тарш ий и з прибывших о тд е ли л ся от группы , поприветствовал командира. М ы услышали его доклад . Говорил он по-русски, четко, но с акцентом. — Вой ска Гитлера оккупир ую т Ю гославию . Подошли к Белграду . Основные аэродромы страны заняты. Группа генералов и офицеров воздушных сил приняла решение не сдаваться фашистским войскам, перелететь в Советский Союз. Л етели всю ночь. О п у стились на первом же аэродроме у границы. Прошу доложить высшему командованию о нас. Виктор Петрович т у т же приказал начальнику штаба полка А . Н. Матвееву срочно связаться с коман дованием Одесского военного округа. О тда л и другие распоряжения. Потом пригласил югославских летчиков в столовую позавтракать. Через полтора часа «савойи» улетели. В машины для сопровождения и помощи экипажам сели штурман полка Чайка и инспектор Курилов. О ба хорошо знали маршрут, особенности посадки на аэродроме в Одессе. Весь этот день летчики полка обсуждали это важ ное событие. Оно еще раз заставило всех нас как-то по-новому оценить международную обстановку. Почти вся буржуазная Европа уже была под сапогом гитлеров ского солдата. Потоплена в крови Польша. Вот уже далеко на Балканах захвачена Югославия. Война сто яла у наших границ. На следующий день летчики собрались в классе. После занятий разговор вновь вернулся к самому важ ному в то время вопросу. — Мы должны вот-вот получить новую технику. Неужели воевать придется на «ишачках»? — в р а зд у мье покачал головой наш комэск. Признаться, нас всех это беспокоило . И - 1 6 — хороший истребитель. Но его век прошел. Он уже уста рел. А тем более И -1 5 — «Ч айка» ... В ту ночь я, как и мои товарищи, долго не мог уснуть. Мысли гнали сон. Х отелось все обдумать , взвесить. Понимал, что назре вали гро зны е собы тия . Готов ли я, как л е тч и к - истребитель, к ним, готов ли сразиться с сильным и коварным воздушным противником, имеющим разно сторонний боевой опыт? Невольно пришлось оглянуться назад, вспомнить, как проходила служба, отметить, что сделано и что надо срочно наверстать. С нетерпением ждали появления на вооружении новых, скоростных истребителей, превосходящих по своим данным самолеты гитлеровской Германии. О таких машинах нам, молодым летчикам, уже приходилось слы шать при встречах с летчиком-испытателем Степаном С упруном , с которым меня связы вала многолетняя дружба. Помню, он рассказывал, как проходит испыта ние истребитель И - 1 8 5 конструкции Николая Никола евича Поликарпова. Скорость его достигала шестисот восьмидесяти километров в час. Он был вооружен двумя или тремя пушками. Это был самолет-мечта. В одном из испытательных полетов на этом истребителе разбился кумир нашей авиации Валерий Чкалов. Нашлись влия тельные люди, которые «зарезали» доводку И - 1 8 5 , хотя по скорости и вооружению ему не было равного в мире истребителя. Мечта летчиков была погребена в облом ках разбившейся машины. Но и осваивая устаревшую материальную часть, мы искали пути более полного использования ее боевых воз можностей, совершенствования техники пилотирования и качества боевых стрельб . О бстановка застав ляла думать и искать. Х орош о помню воздушные стрельбы по конусу. Они были для меня плачевными. В первый раз пробоин было всего две, во второй — три. И это из шестидесяти патронов, заряженных в крыльевом пулемете! На оценку «отлично» нужно было сделать двенадцать попаданий, а на «хорошо» — семь. При осмотре конуса, сброшенного буксировщиком после второй стрельбы, командир эскадрильи, подсчи тав пробоины, укоризненно посмотрел на меня. — С такими результатами в воздушной стрельбе нельзя воевать. Будете лишь утюжить воздух. Летчик , не умеющий поражать воздушную цель, не истребитель, а мишень для врага. Было обидно и стыдно. Пришлось срочно засесть за изучение теории во з д уш н о й с тр е л ь бы , с д е л а т ь сх емы м ан ев р а и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2