Русский герой Александр Покрышкин. Альманах - 2013
Мотор тянул еле-еле. А внизу, на шоссе, колонна вражеских машин и орудий. «Только не плен!» Ушел в сторону от шоссе и успел лишь сдвинуть на лоб очки да упереться руками в приборную доску. Удар! Когда к нему вернулось сознание, он увидел развалившийся самолет. Нога нестер пимо ныла. Но Покрышкин, пересиливая боль, уходит по кукурузному полю к своим. Только на четвертый день он вернулся в родной полк, где его уже считали погибшим. Нога оказалась серьезно повреждена, и Покрышкина отправили в госпиталь. Там, пользуясь тем обстоятель ством, что выдалось свободное время, он на обложке толстой тетради пишет заголовок: «Т ак тика истребителей в бою». Бой требует мысли — вот что сформулировал для себя летчик Покрышкин, исходя из опыта первых боев, в которых у наших авиаторов были большие потери. Требовалось менять тактику, требовалось отказаться от устаревших инструкций; требовалось, чтобы одерживать победы, воевать по-новому. Покрышкин это пре красно понимал. Во всем должен быть точный расчет: война прощает приблизительности, и цена любой ошибки одна — жизнь. В этих нелегких раздумьях и рождались типично покрыш- кинские приемы боя: «соколиный удар» — внезапная атака на большой скорости; боевой порядок в составе пар и четверок, рассредоточение их по фронту и по высоте — так называемая «этажерка»... А война только еще разгоралась, только набирала свои кровавые обороты. Фашистские войска упорно рвались в глубину нашей территории, пронзая советскую оборону тан ковыми клиньями. На Южном фронте началось отступле ние, горечь которого Александру Покрышкину довелось испытать полной мерой. С августа до начала октября полк сменил двенадцать аэродромов в Одесской, Николаевской, Херсонской, Запорожской областях, прошел с боями весь юг Украины. Позднее он напишет в своих воспоминаниях: «Кто в сорок первом — сорок втором годах не воевал, тот войны по-настоящему не видел». И в этом была горькая правда. Из -за неорганизованности, неразберихи, неумелого командования наши войска, в том числе и авиация, несли большие потери. Но еще горше летчикам было видеть бесконечные колонны беженцев, которые шли и шли по бесконечным степным дорогам. Очередной вылет на разведку. Обнаружив противника, Покрышкин не удержался и пошел на штурмовку вражеской колонны танков и автомашин. И в этот момент увидел, что его ведо мого настигают вражеские самолеты. Бросился на выручку, в упор расстрелял одного из «мессе ров», но два других навалились на его «миг» и подбили. Только железная воля и точный расчет позволили Покрышкину уйти от преследования и посадить самолет, в котором уже начали рваться снаряды, на своей территории. А немцы тем временем вот-вот уже готовились захлопнуть «котел» , был слышен рев их танков. Но свой самолет Александр Покрышкин не бросил. Ночью подбитый «миг» погру зили на машину, и она тронулась в колонне отступающих войск. З а неделю скитаний Покрыш кину приходилось не раз принимать участие в наземных схватках с немцами, прорываться с боем к своим, но он все вынес. И добрался до родного полка, где его, в который уже раз, считали погибшим.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2