Покрышкин в воздухе и на земле - 1995
года, однако, не имел возможности применять ее в воз душных боях. Он выполнял многочисленные полеты на разведку и редко имел возможность драться с не мецкими истребителями. Но он продолжал трениро ваться, и это обеспечило ему в дальнейшем надежную тактику в бою и жизнь... Покрышкинские нововведения во многом способ ствовали тому, что советская истребительная авиация отказалась от догматической доктрины довоенного времени. Русские летчики довоенного времени, кото рые были обучены ведению боев в горизонтальной пло скости, в период боевых действий 1941—1942 гг. быст ро переквалифицировались. Улучшенные характери стики новых поступающих на вооружение самолетов изменили направление развития тактики истребителей в сторону боев на вертикалях. Покрышкин относится к наиболее значительным новаторам в развитии так тики в этой области. Он отводил большую роль скоростному маневру в ходе боя, и это приводило к тому, что преследуемые немцы быстро оказывались перед стволами его пу шек. То, чему Покрышкин учил других, он сам прове рял и использовал в бою, постоянно оттачивая свое мастерство. Этому способствовала его фотографиче ская память, которая позволяла ему детально воспро изводить каждую «мелочь», частность проведенного воздушного боя. Стены своей землянки он завесил ри сунками, диаграммами. Как и ведущие пилоты Германии, Покрышкин не однократно был сбит. Он имел многочисленные вы нужденные посадки, и его товарищи часто с удивле нием наблюдали, как изрешеченный истребитель воз вращался из очередного боевого вылета, казалось, на одном лишь энтузиазме. Стремление учиться у своих противников у Покрышкина было ненасытным. Он ле тал также на захваченных немецких истребителях и тщательно старался выяснить их недостатки. Он ста вил сам себя в положение немецких пилотов при раз личных ситуациях и свои впечатления о преимущест вах и недостатках Ме-109 подробно записывал. Луч шие советские истребители, по его мнению, превосхо дили немецкие серийные истребители. На Кубани, где его полк вновь встречался с 52-й эскадрой, Покрышкин разработал четыре основопо лагающих положения для воздушного боя: «высота,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2