Покрышкин в воздухе и на земле - 1995

года, однако, не имел возможности применять ее в воз­ душных боях. Он выполнял многочисленные полеты на разведку и редко имел возможность драться с не­ мецкими истребителями. Но он продолжал трениро­ ваться, и это обеспечило ему в дальнейшем надежную тактику в бою и жизнь... Покрышкинские нововведения во многом способ­ ствовали тому, что советская истребительная авиация отказалась от догматической доктрины довоенного времени. Русские летчики довоенного времени, кото­ рые были обучены ведению боев в горизонтальной пло­ скости, в период боевых действий 1941—1942 гг. быст­ ро переквалифицировались. Улучшенные характери­ стики новых поступающих на вооружение самолетов изменили направление развития тактики истребителей в сторону боев на вертикалях. Покрышкин относится к наиболее значительным новаторам в развитии так­ тики в этой области. Он отводил большую роль скоростному маневру в ходе боя, и это приводило к тому, что преследуемые немцы быстро оказывались перед стволами его пу­ шек. То, чему Покрышкин учил других, он сам прове­ рял и использовал в бою, постоянно оттачивая свое мастерство. Этому способствовала его фотографиче­ ская память, которая позволяла ему детально воспро­ изводить каждую «мелочь», частность проведенного воздушного боя. Стены своей землянки он завесил ри­ сунками, диаграммами. Как и ведущие пилоты Германии, Покрышкин не­ однократно был сбит. Он имел многочисленные вы­ нужденные посадки, и его товарищи часто с удивле­ нием наблюдали, как изрешеченный истребитель воз­ вращался из очередного боевого вылета, казалось, на одном лишь энтузиазме. Стремление учиться у своих противников у Покрышкина было ненасытным. Он ле­ тал также на захваченных немецких истребителях и тщательно старался выяснить их недостатки. Он ста­ вил сам себя в положение немецких пилотов при раз­ личных ситуациях и свои впечатления о преимущест­ вах и недостатках Ме-109 подробно записывал. Луч­ шие советские истребители, по его мнению, превосхо­ дили немецкие серийные истребители. На Кубани, где его полк вновь встречался с 52-й эскадрой, Покрышкин разработал четыре основопо­ лагающих положения для воздушного боя: «высота,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2