Покрышкин в воздухе и на земле - 1995

тате необходимые качества, обеспечивающие успех в воздушном бою — наивысшая индивидуальность, спо­ собность быстро принимать самостоятельное решение по обстановке, решительная «пробивная» инициати­ ва в его реализации — в миллионах молодых русских отсутствовали. Взамен подразумевались «стальные нервы...» Опыт немецких летчиков на восточном фрон­ те подтверждал, что большая часть русских должны были, как летчики, преодолеть психологический барь­ ер, а это было много важнее, чем освоение новых са­ молетов. Когда они эту проблему преодолевали, они становились первыми. Покрышкин стал преуспеваю­ щим, ведущим летчиком-истребителем потому, что он с самого начала понял, что в воздушном бою он дол­ жен утвердить себя как индивидуал, иметь свой осо­ бый почерк. Он пришел к выводу, что незаурядный пилот даже на самолете, уступающем самолету про­ тивника, вполне одолеет менее подготовленного, преж­ де всего психологически, противника на более «силь­ ной» машине. Его уверенность подтверждалась опытом тренировочных воздушных боев. Покрышкин, так же как Хартман у немцев, был поборником внезапных быстрых атак, так как при этом противник приходил в замешательство и становился легкой добычей. Покрышкин вначале отрабатывал фигурный пило­ таж и боевое маневрирование. Когда же он поставил себе задачу сбить своим оружием другой самолет, он установил, что ему еще надо многому подучиться. Са­ ша не умел стрелять. Когда он стал тренироваться в стрельбе по мишени, он делал атаку за атакой, пока не израсходовал весь боекомплект. Сотни снарядов шли в голубое небо, а мишень имела три или четыре попадания. Обескураженный, он не мог понять, почему не смог поразить цель в воздухе. Он буквально следо­ вал указаниям по стрельбе ВВС, изложенным в соот­ ветствующих книжках. Покрышкин пытался матема­ тически обосновать проблему воздушной стрельбы. Он настойчиво искал ответ. После того как он убедился, что успех зависит от правильной исходной позиции для атаки с кратчайшего расстояния, он писал о своем опыте так: «Тайна заключалась в следующем»: я ле­ тел под определенным углом к мишени («конусу»), чтобы открыть огонь тогда, когда по всем правилам я должен был бы уже отворачивать, выходить из атаки. Для молодого пилота это означало большой риск. Ма­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2