Покрышкин в воздухе и на земле - 1995

римо выше самолетов военного времени. Иным стало вооружение, прицельные комплексы. Намного уве­ личился диапазон высот и скоростей самолета, даль­ ность и продолжительность полета. Намного повыси­ лись требования к летчику. Он должен обладать еще более высокой физической выносливостью, глубоки­ ми инженерными знаниями. Но каноны воздушного боя, основные тактические приемы борьбы в воздухе остались прежними. Од­ ной храбрости для воздушного бойца мало. Первое, что необходимо летчику — это умение мастерски пи­ лотировать самолет, чувствовать его при пилотаже. Но этого мало. Необходимо пространственное мышле­ ние, чтобы тактически правильно построить маневр. Но и этого недостаточно. Необходимо уметь прице­ литься, определить дистанцию огня. Немаловажно для летчика знание техники. Техни­ ку я знал, ведь был техником и самолета, и звена, работал за инженера эскадрильи. И самое главное — уверенность в бою, в том, что друзья всегда тебя при­ кроют, понимание и вера в своего командира. В тече­ ние всей войны я не потерял ни одного своего ведо­ мого. С 1943 года я водил восьмерку и также ни одно­ го летчика не потерял. Правда, под Мелитополем был подбит мой ведомый Голубев, который во время воз­ душного боя своим самолетом прикрыл меня от пу­ шечного огня фашистского истребителя. С Георгием Гордеевичем Голубевым мы вместе летали до конца войны. Он был известным мастером воздушного боя, сбил над Прагой последний фашистский самолет во второй мировой войне, стал Героем Советского Союза. — Александр Иванович! Как вы вводили в строй молодых летчиков? — Это очень важный вопрос. После изучения района полетов, особенностей воздушной обстановки, проверял летчика в небе. После этого намечал про­ грамму ввода его в строй. После чего вновь проверял его. Убедившись, что технику пилотирования он осво­ ил. выполнял с ним полет парой на пилотаж. Пилоти­ ровал как в бою. Главная задача летчика была удер­ жаться в строю. И таких полетов выполнял не один, до тех пор, пока я не убеждался, что летчик уверенно держится в паре. Потом полеты на учебный воздуш­ ный бой. Он меня атакует, я ухожу из-под его атаки, потом я атакую, он уходит. Учил и атаковать, и ухо­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2