Покрышкин в воздухе и на земле - 1995
на край подлокотника, засунув одну руку в карман синих «летчицких» галифе, а второй опершись на край подоконника, пристально посмотрел на меня. Я попросил его не двигаться, и за несколько часов этюд был готов. Вспоминая теперь эти встречи, я поражаюсь цель ности натуры А. И. Покрышкина. Он не хотел видеть себя на портрете генералом, развалившимся в кресле с видом значительности и собственного достоинства. Композиционный трафарет был бы здесь налицо, и Александр Иванович сразу тонко это почувствовал. Более того, посмотрев на этюд, он не спешил с выво дом, а спросил меня, как я думаю поступить далее. Я ему сказал, что теперь закажу холст поболее и буду писать портрет в мастерской с использованием этого этюда, как художники говорят «от себя», то есть по памяти. Я никогда не мог себе представить, насколько был скромен этот человек, чье имя знаменито во всем ми ре. При следующей встрече он по-дружески, но твердо попросил меня не писать портрет с него одного, а соз дать парный портрет — его вместе с заместителем Владимиром Дмитриевичем Лавриненковым, тоже летчиком, дважды Героем Советского Союза. Начался период длительного эскизирования, увяз ки двух фигур, двух выдающихся личностей, соеди ненных единым действием. Наконец мы останови лись на варианте, изображающем А. И. Покрышкина и В. Д. Лавриненкова склонившимися над большой военной картой, разложенной на столе на фоне зим него окна. Мастерская моя в то время располагалась на ок раине Киева, далеко от центра, но точно в назначен ное время портретируемые являлись на сеанс позиро вания, а всего этих сеансов было не менее нескольких десятков. Поза Александра Ивановича была трудной: он стоял, склонившись над столом, опираясь на него од ной рукой, а второй придерживая карту. Он терпе ливо сносил все неудобства, отшучиваясь, что в каби не боевого самолета он чувствовал себя гораздо удобнее. Владимиру Дмитриевичу поза досталась проще, но ему было сложнее позировать в психологическом от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2