Покрышкин в воздухе и на земле - 1995

после очень энергичной завязки был прерван руково­ дителем летного показа, хотя все выполнялось точно по тренировочной программе. Мы сошлись перед три­ буной на встречных курсах на высотах по 10 метров по радиовысотомерам, со скоростями по 1000 км/час с последующими энергичными вертикальными восхо­ дящими маневрами и выходом атакуемого из-под «уда­ ра» переворотом на предельной для данной фигуры пилотажа высоте, с предельными перегрузками у обоих... Итак, Александр Иванович со мной не заговорил, а я не отважился к нему обратиться по изложенной выше причине. Но я благодарен судьбе, предоставившей мне воз­ можность увидеть этого Человека, Летчика, Бойца- Мыслителя, Учителя и Земляка, с которого я всю свою летную жизнь брал пример не только «спорить с высотой», но и быть непримиримым с косностью в лет­ ном деле, изыскивать новые приемы воздушного боя и атак наземных целей, тщательно продумывать лет­ ные эксперименты. * * * В 1972 году, через 11 месяцев после этой встречи, мне еще раз очень хотелось поделиться с Александ­ ром Ивановичем мыслями и впечатлениями о пилоти­ ровании на околонулевых скоростях полета, посовето­ ваться о возможности использования этой области скоростей при боевом маневрировании в воздушном бою, в преодолении средств ПВО противника. Но до расширения такими новшествами боевых возможно­ стей наших истребителей и истребителей-бомбардиров­ щиков практически дело еще не дошло. Мы лишь от­ рабатывали в воздухе методику безопасного выполне­ ния «колокола», «петли» и «поворота на горке» при скольжении на хвост на самолете МиГ-21, да и то «по- луподпольно». Официально Главком ВВС разрешил аналогичные исследования на других типах машин того времени и вновь создаваемых истребителях и истребителях-бомбардировщиках только спустя пять лет — весной 1977 года. И вот, наконец, летом 1978 года с разрешения на­ чальника института генерал-полковника авиации И. Д. Гайдаенко была успешно проведена работа с боевым пуском управляемых ракет по наземным це-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2