Покрышкин в воздухе и на земле - 1995

статок. При выполнении фигур высшего пилотажа, если летчик допускал ошибки в пилотировании, само­ лет капризно штопорил. Бывало, что это даже конча­ лось катастрофой. Александр Покрышкин не прошел мимо этого недостатка, хотя, строго говоря, это был не его компетентности вопрос. Однако он смело взялся за разрешение проблемы и длительное время зани­ мался собственными исследованиями. Однажды он предложил мне: давай проведем эксперимент, сместим центр тяжести самолета вперед. Он разместил ме­ шок с песком весом в 50 кг в районе маслобака под капотом. Эксперимент удался. Все свои теоретические и экспериментальные ма­ териалы Покрышкин направил в Москву в ОКБ. Вскоре талантливейший Главный конструктор ОКБ Николай Николаевич Поликарпов прислал ответное большое благодарственное письмо. Полное содержа­ ние письма я, конечно, не помню, но начиналось оно так: «ОКБ проверило Ваши экспериментальные ис­ следования и теоретические расчеты в определении но­ вой центровки самолета Р-5 и признало их правиль­ ными». И далее: «Я восхищен Вашим аналитическим умом, благодарю от души, желаю Вам дальнейших успехов в творчестве на благо развития отечествен­ ной авиации...». Так проявился аналитический ум, инженерное чутье Покрышкина. Важно отметить и такой положительный фактор в его характере. Александр никогда не требовал и не стремился к вознаграждениям за внесенные ценные предложения, так как он считал эту работу не сред­ ством к дополнительному заработку, а творческим по­ иском, приносившим пользу в совершенствовании отечественной боевой техники... Но, несмотря на успешное завершение учебы в «Теорке», на получение диплома «с отличием», успе­ хи в творческой деятельности, все же главной меч­ той Александра Покрышкина оставалось небо... Он с момента первой встречи говорил мне, что в авиатех­ ники попал по ошибке. Но коль скоро попал в «Теор- ку», нужно было ее кончать и кончать хорошо. «Кап­ ризничать», «филонить» в школе он не мог себе по­ зволить, не то было время. К тому же по характеру мой друг всегда был таков, что, если взялся за дело, то обязательно доведет его до конца. После окончания «ввода в строй» я обратился к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2