Покрышкин в воздухе и на земле - 1995

Весной 1952 года мне пришлось обратиться за по­ мощью к Александру Ивановичу после трехмесячных мытарств в столице. Мне никак не удавалось добить­ ся восстановления в Московском авиационном инсти­ туте, откуда я ушел в начале войны добровольцем в авиатехучилшце. Оставалась последняя надежда... На ул. Горького, 8 от Марии Кузьминичны Пок- рышкиной узнаю, что Александр Иванович находится в Ржеве. Я огорчаюсь, но не очень, так как хорошо понимаю, как он занят... Однако встреча вскоре со­ стоялась. Александр Иванович почти совсем не изменился. Встретил приветливо. Чтобы не задерживать его, ко­ ротко излагаю суть дела. Внимательно слушая меня, он вдруг вспоминает, что мы ранее встречались. Я подтверждаю, не вдаваясь в подробности. Тогда Пок­ рышкин, улыбаясь многозначительно, определяет: «Кто еще в войну интересовался беспилотным запус­ ком, тот, конечно, без авиации жить не может!» И если сначала мне показалось, что Александр Ивано- В1гч чем-то озабочен, то теперь стало ясно, что на­ строение у него хорошее и он помнит, как вовремя пришел мне на помощь, подтолкнув в кабину истре­ бителя с уже работающим двигателем. Покрышкин спрашивает: «Хотел бы вернуться в армию и учиться в академии?» Я рассказываю, как летом 1947 года, вскоре после возвращения из армей­ ского госпиталя в Бадене, меня вызвал командир пол­ ка. На приеме он представил меня генералу, который предложил мне ехать учиться в академию, сказав, что я подхожу по личному делу. Предложение было неожиданным и застало меня врасплох. При второй встрече генерал из академии советует: учиться дальше в любом случае надо, а делать это в академии или институте решить проще на месте, вос­ пользовавшись поездкой в Москву. Совета я не послу­ шал и теперь, попав в безвыходную ситуацию, жалею об этом. «Жалеть, как и сечь себя — не мужское заня­ тие!» — говорит Александр Иванович. И затем объяс­ няет, что безвыходных ситуаций не бывает. «Гвардей­ цы не сдаются! Закончишь с институтом, станет ясно, как поступать дальше». Далее он решает: «В авиацию возвращаться надо, но только в новом качестве. Со старым багажом зна­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2