Бабаев Н. С., Кавалеры золотых звезд. Военачальники, ученые, конструкторы, лидеры - 2001 (Отчизны верные сыны)

он получил в результате успешного участия в конкурсе опытных самолетов Ил-28 и Ту-14. Оказалось, что при прочих равных характери­ стиках скорость и высота полета Ил выше, а трудоемкость изготовления в серийном произ­ водстве значительно ниже. Ил-28 состоял на вооружении ВВС более 30 лет, было изготов­ лено свыше 3 тыс. машин. Другим самолетом, несущим вахту на мор­ ских границах нашего государства, стал про­ тиволодочный Ил-38, взяв все достоинства ба­ зового пассажирского Ил-18 — дальность и продолжительность полета, удобство пилоти­ рования. «Ил-38, оборудованный системами средств поиска и поражения подводных лодок, вышел на первое место в системе противоло­ дочной борьбы среди всех сил флотов» —так отзывается о самолете заслуженный военный летчик СССР, бывший начальник боевой подготовки противолодочной авиации ВМФ А. Шульженко. Вся творческая деятельность Ильюшина — это не стремление быть первым, удивить мир самым большим или самым скоростным само­ летом. Он всегда делал самолеты с характерис­ тиками, востребованными заказчиком, техно­ логичными в производстве и обязательно удовлетворяющими желание тех, кто на них летает, — и экипажи, и пассажиров. Сергей Вла­ димирович говорил: «О работе авиаконструк­ тора в небе поют самолеты». Десятки тысяч са­ молетов, выпущенных с именем «Ил» на борту, и сегодня в многоголосии поют в честь своего создателя. Сергей Владимирович Ильюшин умер 9 февраля 1977 года на 83-м году жизни. Похо­ ронили его на Новодевичьем кладбище. Ока­ залось, что у него, генерал-полковника авиа­ ции, не было парадной генеральской фуражки, и тогда его старший сын Владимир положил на гроб отца свою. В «Правде» под некроло­ гом — десятки подписей руководителей госу­ дарства во главе с Л.И. Брежневым. Все круп­ ные иностранные авиационные фирмы и компании прислали от имени своих сотрудни­ ков соболезнования. На доме, где жил Илью­ шин с 1955 по 1975 год, появилась мемориаль­ ная доска. И в рабочем кабинете Сергея Владимировича все осталось так же, как было при нем. Каждый год в День Победы ильюшин- Одна из последних фотографий С. В. Ильюшина. цы выезжают за Истру возложить цветы к па­ мятнику-самолету Ил-2 и доброй чаркой по- русски помянуть Сергея Владимировича. От­ сюда его штурмовики задали перцу танковым колоннам Гудериана, уже было возомнившим себя победителями и желавшими прокатиться по Москве. Сегодня не проходит и дня, чтобы ветера- ны-ильюшинцы не вспоминали основателя Авиакомплекса, создателя прекрасных самоле­ тов. Каким он был? Почему достиг мирового признания? Толкуют по-разному: талант, самородок, народная мудрость, одержимость, чувство пред­ видения, кипучая энергия, желание до всего до­ копаться самому. Однако все едины в оценке Сергея Владимировича как человека, высокоот­ ветственного перед народом и правительством, прекрасного руководителя, сплотившего вок­ руг себя замечательных специалистов, работав­ ших в едином коллективе как часовой меха­ низм. Оглядываясь назад, изучив зарубежный

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2