Бабаев Н. С., Кавалеры золотых звезд. Военачальники, ученые, конструкторы, лидеры - 2001 (Отчизны верные сыны)
ставить в 1936 году второй опытный цельно металлический самолет, который удовлетворял бы требованиям ВВС. Уже летом 1936-го но вый бомбардировщик, который получил обо значение ДБ-3, сдали в серийное производство. Однако каждый заводской экземпляр требует доводки, испытаний. Так как ДБ-3 оказался перспективной машиной, Ильюшин модерни зирует ее 14 раз. Новый самолет был прост по своей конструкции, надежен, обладал высоки ми летно-техническими данными, а главное — обеспечивал дальность 3500 км с бомбовой на грузкой 1000 кг. Словом, ДБ-3 превосходил не мецкий бомбардировщик «Хейнкель-111», ле тал быстрее и мог взять на борт больше бомб, а значит, Ильюшин выиграл технический по единок с крупнейшими авиационными концер нами нацистской Германии. Внедрение этого самолета в серию подтвер дило мнение конструкторов и летчиков о его перспективности. Много внимания было уде лено возможности применять ДБ-3 во взаимо действии с кораблями ВМФ. Ильюшин пони мал, что на море потребуется не только бомбардировщик, но и специальный самолет- торпедоносец. Так появился ДБ-ЗТ. В канун нового, 1937 года С.В. Ильюшина пригласил в Кремль И.В. Сталин, который рев ностно следил за развитием авиации, видя в ней будущие победы страны. Потом в газете «Прав да» была опубликована их беседа. Это свиде тельствовало о том, что Сталин пристально на блюдал за работой конструктора. Более того, он ему доверял, импонировало вождю и то, что Ильюшин — скромнейший человек, никогда ничего не требовал лично для себя. «Противник должен считать себя побеж денным до того, как начнет сражаться», — ут верждал министр авиации «третьего рейха» Герман Геринг. Но наши авиаторы сдаваться не собирались. Ильюшин понимал, что война неизбежна, причем в основном война техники, где роль штурмовой авиации будет доминиру ющей. У него появились новые требования к будущему штурмовику, порой парадоксальные: он должен иметь мощное вооружение, летать низко над землей и на малой скорости. Все это необходимо для точного поражения наземных целей и в то же время сохранения жизни летчи ка и обеспечение живучести самолета. 27 января 1938 года Ильюшин обращается к руководству страны: «...сегодня назрела не обходимость создания... летательного танка, у которого все жизненные части забронирова ны... Задача создания бронированного штур мовика исключительно трудна и сопряжена с большим техническим риском, но я с энтузиаз мом и с полной уверенностью за успех берусь за это дело». Просьба конструктора была удов летворена. Работая над этим самолетом, Ильюшин проявил стратегическую прозорливость воен ного специалиста. Прежде всего, машину не обходимо было облечь в бронекорпус сложной аэродинамической формы, и Сергей Владими рович вместе с металлургами бьется над созда нием новой пластической брони, поддающей ся штамповке. Кроме металлургов к работе над штурмовиком привлекли КБ А.А. Микулина и вооруженцев. Нелегко пришлось Ильюшину не только с созданием самого самолета, но и с за пуском его в серию. Ведь летать на нем пред стояло не искуснейшему Коккинаки, а огром ному числу самых обычных пилотов. Наконец, 20 апреля 1940 года окончились испытания бро нированного штурмовика, получившего обо значение БШ-2, (в январе 1941 года переиме нованного в Ил-2). А 27 августа 1940 года он был принят на вооружение ВВС Красной Ар мии. Спустя многие годы главнокомандующий ВВС, дважды Герой Советского Союза, мар шал авиации А.Н. Ефимов заявил: «Создание Ил-2 явилось революцией не только в самоле тостроении, а й в тактике, в самой сущности штурмовых действий, идея которых хоть и воз никла еще в Первую мировую войну, чуть не была похоронена применением самолетов... по существу, не приспособленных для действий над полем боя. Самолет Ил-2 возродил, дал но вую сущность и полнокровную жизнь штурмо вой авиации». 20 сентября 1940 года главному конструк тору С.В. Ильюшину без защиты диссертации была присвоена ученая степень доктора техни ческих наук. А самолету Ил-2 суждено было стать классическим образцом самолета-штур мовика, который позволил по-новому судить о штурмовой авиации. Почему его создал Иль юшин, а не кто-нибудь другой? Один из его ближайших помощников — В.Н. Семенов от-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2