Бабаев Н. С., Кавалеры золотых звезд. Военачальники, ученые, конструкторы, лидеры - 2001 (Отчизны верные сыны)

ставить в 1936 году второй опытный цельно­ металлический самолет, который удовлетворял бы требованиям ВВС. Уже летом 1936-го но­ вый бомбардировщик, который получил обо­ значение ДБ-3, сдали в серийное производство. Однако каждый заводской экземпляр требует доводки, испытаний. Так как ДБ-3 оказался перспективной машиной, Ильюшин модерни­ зирует ее 14 раз. Новый самолет был прост по своей конструкции, надежен, обладал высоки­ ми летно-техническими данными, а главное — обеспечивал дальность 3500 км с бомбовой на­ грузкой 1000 кг. Словом, ДБ-3 превосходил не­ мецкий бомбардировщик «Хейнкель-111», ле­ тал быстрее и мог взять на борт больше бомб, а значит, Ильюшин выиграл технический по­ единок с крупнейшими авиационными концер­ нами нацистской Германии. Внедрение этого самолета в серию подтвер­ дило мнение конструкторов и летчиков о его перспективности. Много внимания было уде­ лено возможности применять ДБ-3 во взаимо­ действии с кораблями ВМФ. Ильюшин пони­ мал, что на море потребуется не только бомбардировщик, но и специальный самолет- торпедоносец. Так появился ДБ-ЗТ. В канун нового, 1937 года С.В. Ильюшина пригласил в Кремль И.В. Сталин, который рев­ ностно следил за развитием авиации, видя в ней будущие победы страны. Потом в газете «Прав­ да» была опубликована их беседа. Это свиде­ тельствовало о том, что Сталин пристально на­ блюдал за работой конструктора. Более того, он ему доверял, импонировало вождю и то, что Ильюшин — скромнейший человек, никогда ничего не требовал лично для себя. «Противник должен считать себя побеж­ денным до того, как начнет сражаться», — ут­ верждал министр авиации «третьего рейха» Герман Геринг. Но наши авиаторы сдаваться не собирались. Ильюшин понимал, что война неизбежна, причем в основном война техники, где роль штурмовой авиации будет доминиру­ ющей. У него появились новые требования к будущему штурмовику, порой парадоксальные: он должен иметь мощное вооружение, летать низко над землей и на малой скорости. Все это необходимо для точного поражения наземных целей и в то же время сохранения жизни летчи­ ка и обеспечение живучести самолета. 27 января 1938 года Ильюшин обращается к руководству страны: «...сегодня назрела не­ обходимость создания... летательного танка, у которого все жизненные части забронирова­ ны... Задача создания бронированного штур­ мовика исключительно трудна и сопряжена с большим техническим риском, но я с энтузиаз­ мом и с полной уверенностью за успех берусь за это дело». Просьба конструктора была удов­ летворена. Работая над этим самолетом, Ильюшин проявил стратегическую прозорливость воен­ ного специалиста. Прежде всего, машину не­ обходимо было облечь в бронекорпус сложной аэродинамической формы, и Сергей Владими­ рович вместе с металлургами бьется над созда­ нием новой пластической брони, поддающей­ ся штамповке. Кроме металлургов к работе над штурмовиком привлекли КБ А.А. Микулина и вооруженцев. Нелегко пришлось Ильюшину не только с созданием самого самолета, но и с за­ пуском его в серию. Ведь летать на нем пред­ стояло не искуснейшему Коккинаки, а огром­ ному числу самых обычных пилотов. Наконец, 20 апреля 1940 года окончились испытания бро­ нированного штурмовика, получившего обо­ значение БШ-2, (в январе 1941 года переиме­ нованного в Ил-2). А 27 августа 1940 года он был принят на вооружение ВВС Красной Ар­ мии. Спустя многие годы главнокомандующий ВВС, дважды Герой Советского Союза, мар­ шал авиации А.Н. Ефимов заявил: «Создание Ил-2 явилось революцией не только в самоле­ тостроении, а й в тактике, в самой сущности штурмовых действий, идея которых хоть и воз­ никла еще в Первую мировую войну, чуть не была похоронена применением самолетов... по существу, не приспособленных для действий над полем боя. Самолет Ил-2 возродил, дал но­ вую сущность и полнокровную жизнь штурмо­ вой авиации». 20 сентября 1940 года главному конструк­ тору С.В. Ильюшину без защиты диссертации была присвоена ученая степень доктора техни­ ческих наук. А самолету Ил-2 суждено было стать классическим образцом самолета-штур­ мовика, который позволил по-новому судить о штурмовой авиации. Почему его создал Иль­ юшин, а не кто-нибудь другой? Один из его ближайших помощников — В.Н. Семенов от-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2