Бабаев Н. С., Кавалеры золотых звезд. Военачальники, ученые, конструкторы, лидеры - 2001 (Отчизны верные сыны)
отвергались теоретиками и экспериментатора ми. И здесь Николай Леонидович вышел побе дителем — он придумал исключительно про стую и надежную конструкцию узла, которая была сразу же принята к разработке. Узел этот в честь автора был назван именем Духова и под таким названием вошел в ЧТД (чертежно-тех ническая документация)». По этому же поводу высказался и Маршал Советского Союза А.М. Василевский: «Не знаю, как сейчас, а тог да один из ответственных механизмов этого но вого грозного оружия, сконструированный Николаем Леонидовичем, в честь его нам был известен под наименованием «Дух». Большинство работавших с Духовым в то время конструкторов считали и считают, что зачинателем и организатором конструкторско го дела в новой области науки и техники был Николай Леонидович. По их мнению, именно он привнес в конструирование мудрость, обсто ятельность и демократичность. Много раз он принимал непосредственное участие в испыта ниях ядерных бомб, а предварительно руково дил их сборкой. Работа Духова была по досто инству оценена еще двумя золотыми звездами Героя Социалистического Труда (29 октября 1949 года и 4 января 1954 года) и тремя Ста линскими премиями (1949, 1951 и 1953 гг.). В 1953 году ему была присуждена ученая степень доктора технических наук, он был избран чле- ном-корреспондентом Академии Наук СССР. Необходимость расширения сферы работ по созданию ядерного оружия, новых средств доставки, в первую очередь межконтиненталь ных баллистических ракет морского и сухопут ного базирования, а также крылатых ракет, самолетов, торпед с ядерными зарядами, тре бовали расширения работ по автоматике под рыва и необходимой контрольной аппаратуры. В феврале 1953 года по постановлению Совета Министров СССР эти работы развора чиваются на авиационном заводе № 25 в Мос кве. А постановлением Совета Министров от 5 мая 1954 года завод этот был переведен в Ми нистерство среднего машиностроения. На базе конструкторских, технологических и производ ственных подразделений завода возникает сначала филиал №1 КБ-11, а потом Научно-ис следовательский институт автоматики. Руково дителем филиала, а затем института стал Н.Л. Духов. Новому коллективу предстояло на первом же этапе решать сложнейшие задачи: разработка ядерных боеприпасов для различных классов носителей (совместно с КБ-11), автома тики подрыва и нейтронного инициирования, контрольно-измерительной аппаратуры, борто вых приборов автоматики. Работы по созданию новых ядерных боеприпасов велись в тесном контакте с разработчиками новых носителей — генеральными и главными конструкторами С.П. Королевым, Б.Н. Челомеем, П.Д. Гру шиным, А.Н. Туполевым, А.И. Микояном, П.О. Сухим, С.А. Лавочкиным. В 1954 году КБ-11 и его филиал в соответ ствии с постановлением правительства совме стно с КБ С.П. Королева и некоторыми други ми привлеченными организациями приступили к разработке первой межконтинентальной ра кеты. Если в разработке блоков автоматики и отдельных приборов имелся хоть какой-то опыт, то разработка комплексных изделий на чалась буквально с нуля. Вот здесь и прояви лись в полной мере конструкторский талант Николая Леонидовича, его инженерная интуи ция, способность не только увлечь коллектив на решение сложнейших задач, но и заставить людей поверить в свои силы. Как и ранее, он часто бывал в цехах, особенно в сборочном, внимательно выслушивал мнение не только начальников, но и непосредственных исполни телей, вникал во все мелочи, будь то схемный или конструкторский вопрос, вопрос лабора торной отработки или изготовления отдельных деталей. В 1956 году филиал КБ-11 был преобра зован в самостоятельное конструкторское бюро. Его начальником, научным руководи телем и главным конструктором был утверж ден Николай Леонидович. Уже в мае следую щего года состоялся первый удачный пуск ракеты, для которой в результате длительных исследований, конструкторских разработок и натурных испытаний был создан термоядер ный заряд. Он хорошо компоновался в голов ной части ракеты и к тому же удовлетворял всем условиям траекторных воздействий и эксплутационным требованиям. В 1959 году испытания первой межконтинентальной бал листической ракеты с ядерным боеприпасом, разработанным КБ-11 и КБ-25 (Научно-иссле- дова-тельский институт импульсной техники), были успешно завершены.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2