Бабаев Н. С., Кавалеры золотых звезд. Военачальники, ученые, конструкторы, лидеры - 2001 (Отчизны верные сыны)
которая исследовала около тысячи танков, по лучивших повреждения в Курской битве. Завь ялов на конкретных примерах показал, какие части танка поражаются и в какой степени, а далее он делал очень важный вывод: в наиболее опасных и в малопоражаемых местах следует ставить разную по толщине броню. Конструк торы-танкостроители и сами понимали, что лобовая броня, например, должна отличаться от брони кормы или брони днища, однако до обобщенных исследований комиссии Завьяло ва практического подтверждения их решений не было. Уже в конце сентября 1944 года в каби нете Духова состоялось рассмотрение проекта нового танка. Впервые в практике танкострое ния были решены конструктивные формы бро ни, основанные на наибольшем использовании рикошета снаряда. Конструктивная дифферен цированная броня проектируемого танка в два с половиной — три раза должна была превы сить прежнюю противоснарядную стойкость машины. Поэтому уже в последних числах ок тября первый экспериментальный образец но вого танка ночью вышел из ворот завода и был обкатан. В течение месяца проводились форси рованные доводки. Затем он был направлен в Москву на смотр новой танковой техники. Проводил смотр маршал бронетанковых войск П.А. Ротмистров. Новую машину он оценил высоко. После полигонно-войсковых испыта ний танк ИС-3 был принят на вооружение Крас ной Армии, а в первые месяцы 1945 года постав лен на серийное производство. Примечательно, что всего за несколько месяцев, напряженных до предела, было сделано то, на что в обычных условиях уходят годы. Эта машина отличалась не только ориги нальным и очень рациональным расположени ем лобовых листов брони, ее «щучий» нос по том старательно копировали зарубежные конструкторы. Не случайно, в качестве мону мента, установленного в Челябинске в честь трудового подвига танкостроителей, возвыша ется на постаменте ИС-3. В апреле 1945 года Духов был награжден орденом Суворова 2-й степени, 16 сентября Президиум Верховного Совета СССР присвоил ему звание Героя Социалистического Труда, а в 1946 году ему вторично была присуждена Сталинская премия. Вот что писала газета «Че лябинский рабочий» об этом периоде деятель ности Николая Леонидовича: «...человек сме лой технической мысли, Духов не боялся дер зать, он неустанно искал и находил ответы на сложнейшие технические вопросы... Духов шел к цели не по проторенной дорожке, он не толь ко выдвигал новые оригинальные технические идеи... главное, пожалуй, заключалось в том, что Духов добивался претворения их в жизнь поистине военными темпами, он смело шел на технический риск, экспериментировал... Духов зорко следил за развитием танкостроения у врага, жадно изучал опыт других танковых за водов страны и все ценное полностью использо вал в своей работе... Духов сплотил вокруг себя крепкий коллектив конструкторов, полет твор ческой мысли у которых сочетается с реальны ми условиями и требованиями практики. Тре бовательность у Духова неразрывно связана с особым, теплым к ним отношением, с умением одобрить их, побудить к творчеству». На отдыхе с семьей в Алупке.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2