Бабаев Н. С., Кавалеры золотых звезд. Военачальники, ученые, конструкторы, лидеры - 2001 (Отчизны верные сыны)

После получения первого ордена Ленина. Ленинград, 1940 г. принцип построения танкового трала, который обеспечивал машине безопасный проход через минные поля, но и передать чертежи в цех. А на десятый день на полигоне уже начались ис­ пытания и установка этих тралов на танки. Столь же быстро коллектив завода создал и наладил массовый выпуск броневых щитков для пехотинцев. Указом Президиума Верхов­ ного Совета СССР от 7 марта 1940 года за ус­ пешную работу и инициативу «в деле укрепле­ ния обороноспособности СССР» Николай Леонидович Духов был удостоен своей первой государственной награды — медали «За тру­ довую доблесть». А через десять дней в Кремле должен был состояться правительственный смотр новой военной техники, в том числе и танка КВ. В конструкцию танка Духов спешил внести не­ обходимые технические усовершенствования, которые повышали его эксплуатационную на­ дежность. 17 марта смотр в Кремле открыл тя­ желовес КВ. Были свидетельством его боевых качеств вмятины и короткие, шириной с палец бороздки в броне — следы от вражеских сна­ рядов. За разработку танков серии КВ Нико­ лай Леонидович был удостоен второй награ­ ды всего через 40 дней после первой, на этот раз ордена Ленина. Серийное производство танков КВ на Ки­ ровском заводе началось летом 1940 года. Со­ ветское руководство, учитывая напряженную обстановку в мире, распорядилось наладить серийный выпуск этих танков и на Челябин­ ском тракторном заводе, превратив его в Тан- коград. Первыми на Урал прибыла группа конструкторов из 12 человек во главе с Н.Л. Ду­ ховым, который был назначен заместителем начальника СКБ-2. Челябинский тракторный завод был перво­ классным предприятием, но это не исключало определенные трудности при налаживании тан­ кового производства. Требовалось серьезно изменить технологические процессы, перепла­ нировать и перенастроить оборудование, изго­ товить новые инструменты, что влекло за со­ бой коренную ломку и перестройку почти всех цехов. Пока КВ выпускали небольшими сери­ ями, изготовление многих сложных деталей, а также наладку отдельных узлов осуществляли опытные мастера. Поэтому, чтобы приспосо­ бить его к условиям массового производства, нужно было максимально унифицировать де­ тали танка. Конструкторы под руководством Духова проделали огромную работу. Упроще­ ние бронетанковых стыков без снижения их качества, широкое внедрение броневого литья (в том числе литья башен), более простые в производстве, но надежные катки ходовой ча­ сти, а также другие инженерные решения были найдены в основном Н.Л. Духовым. Уже в осен­ них боях 1941 года под Москвой участвовали танки КВ, выпущенные Челябинским заводом. Но Великая Отечественная война вносила свои коррективы, и выпуск танков оказался под угрозой срыва. Дело в том, что в связи с эваку­ ацией подшипникового завода прекратился выпуск уникальных подшипников диаметром 400 мм, а имевшийся на Челябинском заводе запас их быстро иссяк. И тогда появился «под­ шипник Духова». Николай Леонидович пред­ ложил сделать из заготовок торсионных валов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2