Бабаев Н. С., Кавалеры золотых звезд. Военачальники, ученые, конструкторы, лидеры - 2001 (Отчизны верные сыны)
После получения первого ордена Ленина. Ленинград, 1940 г. принцип построения танкового трала, который обеспечивал машине безопасный проход через минные поля, но и передать чертежи в цех. А на десятый день на полигоне уже начались ис пытания и установка этих тралов на танки. Столь же быстро коллектив завода создал и наладил массовый выпуск броневых щитков для пехотинцев. Указом Президиума Верхов ного Совета СССР от 7 марта 1940 года за ус пешную работу и инициативу «в деле укрепле ния обороноспособности СССР» Николай Леонидович Духов был удостоен своей первой государственной награды — медали «За тру довую доблесть». А через десять дней в Кремле должен был состояться правительственный смотр новой военной техники, в том числе и танка КВ. В конструкцию танка Духов спешил внести не обходимые технические усовершенствования, которые повышали его эксплуатационную на дежность. 17 марта смотр в Кремле открыл тя желовес КВ. Были свидетельством его боевых качеств вмятины и короткие, шириной с палец бороздки в броне — следы от вражеских сна рядов. За разработку танков серии КВ Нико лай Леонидович был удостоен второй награ ды всего через 40 дней после первой, на этот раз ордена Ленина. Серийное производство танков КВ на Ки ровском заводе началось летом 1940 года. Со ветское руководство, учитывая напряженную обстановку в мире, распорядилось наладить серийный выпуск этих танков и на Челябин ском тракторном заводе, превратив его в Тан- коград. Первыми на Урал прибыла группа конструкторов из 12 человек во главе с Н.Л. Ду ховым, который был назначен заместителем начальника СКБ-2. Челябинский тракторный завод был перво классным предприятием, но это не исключало определенные трудности при налаживании тан кового производства. Требовалось серьезно изменить технологические процессы, перепла нировать и перенастроить оборудование, изго товить новые инструменты, что влекло за со бой коренную ломку и перестройку почти всех цехов. Пока КВ выпускали небольшими сери ями, изготовление многих сложных деталей, а также наладку отдельных узлов осуществляли опытные мастера. Поэтому, чтобы приспосо бить его к условиям массового производства, нужно было максимально унифицировать де тали танка. Конструкторы под руководством Духова проделали огромную работу. Упроще ние бронетанковых стыков без снижения их качества, широкое внедрение броневого литья (в том числе литья башен), более простые в производстве, но надежные катки ходовой ча сти, а также другие инженерные решения были найдены в основном Н.Л. Духовым. Уже в осен них боях 1941 года под Москвой участвовали танки КВ, выпущенные Челябинским заводом. Но Великая Отечественная война вносила свои коррективы, и выпуск танков оказался под угрозой срыва. Дело в том, что в связи с эваку ацией подшипникового завода прекратился выпуск уникальных подшипников диаметром 400 мм, а имевшийся на Челябинском заводе запас их быстро иссяк. И тогда появился «под шипник Духова». Николай Леонидович пред ложил сделать из заготовок торсионных валов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2