Бабаев Н. С., Кавалеры золотых звезд. Военачальники, ученые, конструкторы, лидеры - 2001 (Отчизны верные сыны)
эти недостатки. В новом танке Николай Лео нидович решил использовать двигатель В-2 мощностью в 500 л.с., который к тому времени был безусловным достижением отечественных конструкторов-двигателе-строителей. Своими замыслами Духов поделился с глав ным конструктором Котиным, и тот его цели ком поддержал. В декабре 1938 года СКБ-2 приступило к проектированию тяжелого тан ка принципиально нового типа. Машина была названа КВ («Клим Ворошилов»), а ведущим инженером проекта был утвержден Духов. Если все известные ранее иностранные и наши тяжелые танки имели несколько башен, а экипаж состоял из 10-12 человек, то задуман ный Духовым КВ был однобашенным с экипа жем всего из пяти человек. Этому танку не было аналогов по вооружению и бронированию. На нем была установлена 76,2-миллиметровая пушка с высокой по тому времени начальной скоростью снаряда, а броневую защиту, кото рая достигала 75 миллиметров, не в состоянии была пробить ни одна из существовавших тог да танковых или противотанковых пушек. Усо вершенствована была и ходовая часть. Приме ненные в танке широкие гусеницы снижали давление на грунт, что улучшало его проходи мость; индивидуальная торсионная подвеска катков и ряд других технических решений де лали КВ более маневренным. Кроме того, на этом танке был установлен усовершенствован ный двигатель на дизельном топливе. Сборка первых СМК и КВ велась одновре менно и была завершена к августу 1939 года. Еще в начале года кировцы приступили к обо рудованию специального полевого лагеря, на территории которого предстояло изучать но вые машины в действии. Однако вскоре испы тывать свою военную технику кировцам при шлось не на полигоне, а в боевых условиях на Карельском перешейке в ходе советско-финлян дской войны. С завода прямо на фронт были отправлены два КВ и один СМК. 17 декабря они приняли первый бой. Пушки финнов ока зались бессильны против брони КВ, в этом и проявилось его главное преимущество перед СМК. За действиями КВ на поле боя наблюдали командующий бронетанковыми силами ком- кор Д.Г. Павлов и командир роты опытных танков, он же председатель комиссии по испы танию боевых машин П.К. Ворошилов, кото рый впоследствии писал; «Испытания нового танка проходили необычно. Первый же обра зец КВ принял участие в боях на Карельском перешейке. Как командир роты опытных тан ков я имел возможность наблюдать действия КВ в бою. Подтвердилось, что броня его прак тически неуязвима для артиллерии противни ка. Успешно преодолевал танк разнообразные противотанковые препятствия, имевшиеся на Карельском перешейке. Но, конечно, в смысле эксплуатационной надежности машина еще была «сырой». Выяснилось, что для разруше ния железобетонных дотов танку необходима более мощная пушка». Во время советско-финляндской войны СКБ-2 Кировского завода иногда за считанные дни и недели разрабатывало и осваивало в про изводстве изделия, на которые раньше ушли бы целые месяцы. Так, коллектив конструкторов всего за три дня сумел не только разработать H.J1. Духов — студент. Ленинград, 1932 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2