Бабаев Н. С., Кавалеры золотых звезд. Военачальники, ученые, конструкторы, лидеры - 2001 (Отчизны верные сыны)

H.J1. Духов — рабфаковец . заказать 75-тонные железнодорожные краны, так как она была единственной в мире фирмой, серийно выпускавшей их. Но сроки были на­ званы столь сжатые, что немцы категорически отказались. После этого на завод приехал нар­ ком тяжелой промышленности Г.К. Орджони­ кидзе и поручил кировцам срочно изготовить совместно с Харьковским паровозостроитель­ ным заводом самоходный паровой железнодо­ рожный кран. Дирекция Кировского завода по поводу чертежей обратилась в одну проектную орга­ низацию, но оттуда ответили, что на работу подобного рода потребуется семь с половиной месяцев. Было принято решение отправить на подмосковный завод, где находился разобран­ ный импортный кран, группу заводских кон­ структоров. Работая по двенадцать, а то и по 15 часов в сутки, А.Ф. Архангельский, H.JI. Духов, Г.С. Никифоров и другие киров­ цы сделали чертежи всего за 23 дня. Чтобы представить объем работы, которую пришлось выполнить конструкторам, следует отметить, что кран имел подъемную стрелу 21 метр, при помощи которой груз свободно под­ нимался на высоту пятиэтажного дома. Длина крана в походном состоянии — 40 метров, вес — 160 тонн. Собирался он из 23 тысяч различ­ ных деталей. При изготовлении кранов на Ки­ ровском заводе Духов был одним из тех, кто вел их производство по конструкторской час­ ти. Вследствие того, что международная обста­ новка все больше накалялась, руководство страны принимало решительные меры по ук­ реплению ее обороноспособности, по созданию новых образцов военной техники. В отечествен­ ном танкостроении ведущая роль отводилась Кировскому заводу. В мае 1937 года начальни­ ком танкового конструкторского бюро СКБ-2 был назначен военинженер 2-го ранга Жозеф Яковлевич Котин. На Кировский завод он при­ шел уже умудренным опытом после окончания Московской бронетанковой академии и рабо­ ты в проектном бюро при ней, а главное — он был полон сил, энергии и желания создать со­ вершенную машину. Котин, привлекая в кон­ структорское бюро молодых, в том числе и Духова, требовал от них не засиживаться за чертежными досками, а идти в цеха, чаще со­ ветоваться со старыми мастерами и рабочими. Духов за несколько месяцев настолько ос­ воил специфику проектирования боевых ма­ шин, что вскоре стал заправским «танкистом». А потому ему поручались наиболее ответствен­ ные узлы. В 1938 году в конструкторском бюро Кировского завода под руководством Ж.Я. Котина началась работа над тяжелым танком СМК («Сергей Миронович Киров»), Принимая активное участие в создании этого танка, Духов, как и многие другие конструкто­ ры, видел его основные недостатки: большой вес — 55 тонн, малая скорость — 35 км/ч, от­ носительно слабая броневая защита — до 60 миллиметров, слабое вооружение — 76,2-мил- лиметровая пушка, спаренная с пулеметом в главной, высоко расположенной башне, и 45- миллиметровая пушка, спаренная с пулеметом в малой башне, но главное — бензиновый по­ жароопасный двигатель. Духов задумал само­ стоятельно проработать вариант тяжелого тан­ ка нового типа, в котором были бы устранены

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2