Бабаев Н. С., Кавалеры золотых звезд. Военачальники, ученые, конструкторы, лидеры - 2001 (Отчизны верные сыны)
H.J1. Духов — рабфаковец . заказать 75-тонные железнодорожные краны, так как она была единственной в мире фирмой, серийно выпускавшей их. Но сроки были на званы столь сжатые, что немцы категорически отказались. После этого на завод приехал нар ком тяжелой промышленности Г.К. Орджони кидзе и поручил кировцам срочно изготовить совместно с Харьковским паровозостроитель ным заводом самоходный паровой железнодо рожный кран. Дирекция Кировского завода по поводу чертежей обратилась в одну проектную орга низацию, но оттуда ответили, что на работу подобного рода потребуется семь с половиной месяцев. Было принято решение отправить на подмосковный завод, где находился разобран ный импортный кран, группу заводских кон структоров. Работая по двенадцать, а то и по 15 часов в сутки, А.Ф. Архангельский, H.JI. Духов, Г.С. Никифоров и другие киров цы сделали чертежи всего за 23 дня. Чтобы представить объем работы, которую пришлось выполнить конструкторам, следует отметить, что кран имел подъемную стрелу 21 метр, при помощи которой груз свободно под нимался на высоту пятиэтажного дома. Длина крана в походном состоянии — 40 метров, вес — 160 тонн. Собирался он из 23 тысяч различ ных деталей. При изготовлении кранов на Ки ровском заводе Духов был одним из тех, кто вел их производство по конструкторской час ти. Вследствие того, что международная обста новка все больше накалялась, руководство страны принимало решительные меры по ук реплению ее обороноспособности, по созданию новых образцов военной техники. В отечествен ном танкостроении ведущая роль отводилась Кировскому заводу. В мае 1937 года начальни ком танкового конструкторского бюро СКБ-2 был назначен военинженер 2-го ранга Жозеф Яковлевич Котин. На Кировский завод он при шел уже умудренным опытом после окончания Московской бронетанковой академии и рабо ты в проектном бюро при ней, а главное — он был полон сил, энергии и желания создать со вершенную машину. Котин, привлекая в кон структорское бюро молодых, в том числе и Духова, требовал от них не засиживаться за чертежными досками, а идти в цеха, чаще со ветоваться со старыми мастерами и рабочими. Духов за несколько месяцев настолько ос воил специфику проектирования боевых ма шин, что вскоре стал заправским «танкистом». А потому ему поручались наиболее ответствен ные узлы. В 1938 году в конструкторском бюро Кировского завода под руководством Ж.Я. Котина началась работа над тяжелым танком СМК («Сергей Миронович Киров»), Принимая активное участие в создании этого танка, Духов, как и многие другие конструкто ры, видел его основные недостатки: большой вес — 55 тонн, малая скорость — 35 км/ч, от носительно слабая броневая защита — до 60 миллиметров, слабое вооружение — 76,2-мил- лиметровая пушка, спаренная с пулеметом в главной, высоко расположенной башне, и 45- миллиметровая пушка, спаренная с пулеметом в малой башне, но главное — бензиновый по жароопасный двигатель. Духов задумал само стоятельно проработать вариант тяжелого тан ка нового типа, в котором были бы устранены
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2