Бабаев Н. С., Кавалеры золотых звезд. Военачальники, ученые, конструкторы, лидеры - 2001 (Отчизны верные сыны)
i k Конструкторский талант Н иколай Леонидович Духов родил ся 26 октября 1904 года на Украи не в местечке Веприк (ныне Гадяч- ский район Полтавской области). Отец его — Леонид Викторович в молодости служил ротным фельдшером, потом кочевал с места на место, пока в 1903 году не поступил по найму к владельцу обширных свекольных плантаций, которому принадлежал и сахарный завод в Веприке. А мать — Мария Михайлов на была из совсем обедневшего дворянского рода, настолько обедневшего, что отец ее вы нужден был крестьянствовать, имея лишь не большой земельный надел да несколько лоша дей. В семь лет Николай поступил в местную начальную школу, а в 1914 году — в Гадячскую классическую гимназию, которая в 1919 году была преобразована в трудовую школу второй ступени. Спустя год Николай Духов получил свидетельство о ее окончании. Три года он ра ботал на различных технических должностях в Вепринском райисполкоме. В 1924 году вся се мья Духовых переезжает в село Чупаховку Ах- тырского района Сумской области, где Нико лай начинает работать на сахарном заводе сначала хронометражистом, а затем заведую щим технико-нормировочного бюро. В том же году он вступает в комсомол. В 1926 году по решению комсомольского собрания завода Духова направляют на рабфак Харьковского геодезического и землеустрои тельного института, который он успешно за канчивает через два года. Харьковский отдел рабфаков Главпрофобра командирует способ ного юношу для продолжения учебы в Ленин град на механический факультет Политехни ческого института. Закончив его в 1932 году по специальности «Конструирование и производ ство тракторов и автомобилей», Духов начи нает работать инженером-конструктором на Кировском заводе (бывшем «Красном Пути- ловце»). В первые пять лет Николай Леонидо вич участвует в выпуске рабочих чертежей оте чественных автомобилей «Ленинград-1» и «Ленинград-2», проектирует сложные приспо собления для серийного выпуска деталей трак тора «Универсал», разрабатывает межопераци- онные допуски для изготовления танка Т-29. А в 1935 году он принимает участие в работе, ко торая выдвигает его в число лучших конструк торов завода. Дело в том, что бурное развитие народно го хозяйства в СССР потребовало как можно быстрее повысить уровень механизации желез нодорожного транспорта. Особенно тяжелое положение сложилось с крановым оборудова нием, которое из-за своей маломощности пло хо обеспечивало погрузочно-разгрузочные ра боты, не говоря уже о ликвидации последствий аварий. Советские представители обратились было к германской фирме «Демаг» в надежде
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2