Бабаев Н. С., Кавалеры золотых звезд. Военачальники, ученые, конструкторы, лидеры - 2001 (Отчизны верные сыны)

i k Конструкторский талант Н иколай Леонидович Духов родил­ ся 26 октября 1904 года на Украи­ не в местечке Веприк (ныне Гадяч- ский район Полтавской области). Отец его — Леонид Викторович в молодости служил ротным фельдшером, потом кочевал с места на место, пока в 1903 году не поступил по найму к владельцу обширных свекольных плантаций, которому принадлежал и сахарный завод в Веприке. А мать — Мария Михайлов­ на была из совсем обедневшего дворянского рода, настолько обедневшего, что отец ее вы­ нужден был крестьянствовать, имея лишь не­ большой земельный надел да несколько лоша­ дей. В семь лет Николай поступил в местную начальную школу, а в 1914 году — в Гадячскую классическую гимназию, которая в 1919 году была преобразована в трудовую школу второй ступени. Спустя год Николай Духов получил свидетельство о ее окончании. Три года он ра­ ботал на различных технических должностях в Вепринском райисполкоме. В 1924 году вся се­ мья Духовых переезжает в село Чупаховку Ах- тырского района Сумской области, где Нико­ лай начинает работать на сахарном заводе сначала хронометражистом, а затем заведую­ щим технико-нормировочного бюро. В том же году он вступает в комсомол. В 1926 году по решению комсомольского собрания завода Духова направляют на рабфак Харьковского геодезического и землеустрои­ тельного института, который он успешно за­ канчивает через два года. Харьковский отдел рабфаков Главпрофобра командирует способ­ ного юношу для продолжения учебы в Ленин­ град на механический факультет Политехни­ ческого института. Закончив его в 1932 году по специальности «Конструирование и производ­ ство тракторов и автомобилей», Духов начи­ нает работать инженером-конструктором на Кировском заводе (бывшем «Красном Пути- ловце»). В первые пять лет Николай Леонидо­ вич участвует в выпуске рабочих чертежей оте­ чественных автомобилей «Ленинград-1» и «Ленинград-2», проектирует сложные приспо­ собления для серийного выпуска деталей трак­ тора «Универсал», разрабатывает межопераци- онные допуски для изготовления танка Т-29. А в 1935 году он принимает участие в работе, ко­ торая выдвигает его в число лучших конструк­ торов завода. Дело в том, что бурное развитие народно­ го хозяйства в СССР потребовало как можно быстрее повысить уровень механизации желез­ нодорожного транспорта. Особенно тяжелое положение сложилось с крановым оборудова­ нием, которое из-за своей маломощности пло­ хо обеспечивало погрузочно-разгрузочные ра­ боты, не говоря уже о ликвидации последствий аварий. Советские представители обратились было к германской фирме «Демаг» в надежде

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2