Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022
97 тром им. Лысенко (1930), его ставили театры Киева, Одессы, Свердловска, Саратова, Ташкента, Тбилиси и Новосибирска. Композитор обратился к событиям национально-освободи- тельной борьбы в Индии против английских колонизаторов, принявшей всенародный размах после Октябрьской рево- люции 1917 г. в России. В 1920–1930-е гг. еще памятным был приезд первой индийской делегации в Москву в 1918 г. Зло- бодневный сюжет облечен в необычную форму синтетиче- ского спектакля. В единое целое соединены балет, хор, соли- сты-певцы, стихи, патефон, текст диктора по радио. Ставить балет театр пригласил Михаила Федоровича Моисеева. Он был известным в стране танцующим балетмейстером, имел большой опыт постановки как классических, так и новых, советских балетов, в том числе «Ференджи» Б.К. Яновского. Этот балет он поставил в Одессе в 1931 г., позже повторил в ряде театров других городов. Премьера Сибгостеатра со- стоялась весной 1934 г. в Иркутске, где театр завершал свой последний сезон. Вместе с М.Ф. Моисеевым работали дири- жер Б. Врана, художник В.Н. Хондажевский, исполнители – артисты балета, солисты оперы и хор. Иркутский историк так пишет о спектакле: «Балет был новаторским по духу, дейcтвие разворачивалось в виде своеобразных “кадров” по принципу киноискусства, что было сделано с использовани- ем таких приемов, как “наплыв”, “крупный кадр” и других, обеспечивающихся определенным движением артистов. <…> Помимо танцев и мимических жестов в данном балете звучала речь, предусматривалось участие вокалистов и хора, включались радиодинамик и патефон» 96 ... «Ференджи» стал последней премьерой Сибирского театра. В истории советского балета «Футболист» интере- сен как один из первых образцов воплощения спортивной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2