Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022

96 Как известно, «Красный мак» Р.М. Глиэра занял осо- бое место в истории русского балета. Он завершил теорети- ческие споры о том, нужен ли балет в том виде, в каком он сложился до революции. Р.М. Глиэру удалось синтезировать агитационно-пропагандистские и художественные направ- ления советского искусства. Композитор нашел убедитель- ное интонационное решение конфликта. В сюжете из китай- ской жизни он использовал особенности китайского мелоса, наряду с интонационной сферой китайской пентатоники включил в партитуру ритмы западных танцев вальса-босто- на, фокстрота, чарльстона, а также русское плясовое «Яблоч- ко» и «Интернационал». Органично соединены лирическая сфера в традициях балетов Чайковского, и западный музик- холл, классические и ансамблевые танцы с пантомимой, ди- вертисментом, действенным танцем. Познакомившись со спектаклем, нарком просвещения А.В. Луначарский дал весьма высокую оценку работе сибиря- ков: «…Я имел удовольствие видеть не что иное, как “Крас- ный мак” – вещь, которая имеет смысл только при извест- ной роскоши постановки. И что же – на малюсенькой сцене, с небольшим количеством балетных танцоров руководи- телям Новосибирского театра удалось устроить премилый спектакль, удивительно свежий, находчивый в смысле ми- зансцен. Небольшой оркестр и танцоры нисколько не урони- ли общего впечатления от постановки, которая достаточно интересна для людей столицы, и для новой Сибири должна быть признана изумительной» 95 . Тему национально-освободительной борьбы сибирский театр поднимает в спектакле «Ференджи» Б.К. Яновского. Написанный в 1930 г., балет обошел многие театры Совет- ского Союза. Вслед за первой постановкой украинским теа-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2