Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022

90 как «трагическое действо». А.А. Гозенпуд по этому пово- ду пишет: «Это скорее пьеса, в которой развитие действия решается вне музыки, а все второстепенные и не связанные с основным действием сцены даются на музыке. <…> Един- ственным средством музыкального выражения является ре- читатив, скупо поддерживаемый оркестром. Чисто песенные эпизоды, иногда фольклорного происхождения (песнь ашу- га), выглядели чужеродными, речитатив был далек от реа- листического воссоздания человеческой речи» 87 . С.И. Потоц- кий события гражданской войны в своей опере «Прорыв» воплотил в традиционных оперных формах. При особом отношении к героико-революционной теме, Сибирский театр не оставил без внимания лирико- психологические оперы современных как зарубежных, так и отечественных авторов. Таковы «Турандот» Дж. Пуччини и «Трильби» Ю.И. Юрасовского. Обе представляют оперный театр первой четверти XX века. Над «Турандот», своей по- следней оперой, композитор работал с 1920 по 1924 г., так и не успев завершить. Она вызвала особый интерес европей- цев. Повышенному общественному вниманию способство- вал эффект премьеры в Милане в театре «Ла скала» в апреле 1926 г. Артуро Тосканини остановил спектакль со словами «перо выпало из рук мастера» в тот момент развития дей- ствия, когда смерть прервала работу композитора. Привлек- ла внимание также новизна драматургии оперы, массивные хоровые сцены, каких не было в предыдущих камерных опе- рах Пуччини. Сразу после премьеры «Турандот» начала стремитель- но завоевывать сцены театров многих стран мира: в 1926 г. Рим, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро, Дрезден, Вена, Берлин, Брюссель, Нью-Йорк, а в 1927 г. – Каир, Лондон, Прага, Бу-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2