Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022
89 кля и дала ему удивительно точную оценку: «Эта постановка в плане общественном была необходима, а в плане художе- ственном – сомнительна, но приходится считаться с тем, что опера наиболее инертное из всех искусств, что в опере еще не скоропоявятсяподлиннореволюционныекомпозиторы.<…> Со стороны агитационной эта опера не вполне отвечает сво- ему назначению, поскольку историческая правда в ней не вы- держана, постолькусамамузыканедостаточногероична. <…> Важнее всего то, что эта постановка означает сдвиг нашей оперы в сторону более внимательного идеологического об- служивания запросов широкой массы зрителей» 86 . Как только появились авторские оперы на героико-ре- волюционный сюжет, Сибгосопера приступила к их поста- новке. Из довольно большого количества такого рода опу- сов, созданных в период с 1925 по 1930 г., были выбраны и поставлены три: «Орлиный бунт» А.Ф. Пащенко на исто- рический сюжет о пугачевском восстании. Борьба с интер- венцией в годы Гражданской войны стала основой сюже- та «Северного ветра» Л.К. Книппера. В опере «Прорыв» С.И. Потоцкого речь идет о победе Конной армии в борьбе с белогвардейцами. Премьеры состоялись в сезоне 1930/31 г. Оперы не стали репертуарными, не оставили заметного сле- да в общественном сознании, только «Орлиный бунт» про- держался два сезона. Думается, смысл выбора именно этих произведений и близкого по времени их сопоставления в определенной степени определялся тем, что театр созна- тельно демонстрировал три разных подхода к решению оперного жанра. «Орлиный бунт» А.Ф. Пащенко продол- жил традиции народных музыкальных драм М. Мусоргского с большими массовыми сценами и пластами хоровой музы- ки. «Северный ветер» автор не назвал оперой, а обозначил
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2