Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022

88 онизирования» либретто, перенесением музыки известных опер на новый сюжет и текст. В число экспериментальных включены «Тоска» Дж Пуччини, превратившаяся «В дни Па- рижской коммуны». «Гугеноты» Мейербера – в «Декабри- сты», «Жизнь за царя» Глинки – в «Серп и молот», «За власть народа», «Жизнь за Советы» и др. Осенью 1924 г., практиче- ски одновременно, оперу под названием «В дни Коммуны» поставили Малый Ленинградский оперный театр (режиссер Н. Виноградов) и Сибирский государственный оперный те- атр (режиссер И. Варфоломеев). Первым спектакль переде- ланной «Тоски» начал готовить МАЛЕГОТ. Директор Сиб- госоперы Н. Милеант поехал в Ленинград, чтобы перенять опыт и получить разрешение использовать новое либретто А. Ансона и В. Итина. Получив согласие, Сибирский театр выпустил премьеру на месяц раньше ленинградцев, 7 ноября, в день седьмой годовщины Октябрьской революции. Главная героиня, римская певица, стала русской эмигранткой, консул Римской республики – вождем парижских коммунаров. На сцене развевалось Красное знамя, фреска прославляла Па- рижскую коммуну и Красную армию. Главный герой худож- ник Эжен Арлен в предсмертной арии сокрушался о судьбе Коммуны, а главная героиня Жанна Дмитриева в молитве «Vissi d’arte, vissi d’amore» рассказывала о тяжелой участи коммунаров. В программке к спектаклю говорилось: «По примеру Ле- нинградского академического театра Сибгостеатр впервые на своей сцене ставит оперу, хотя незначительно, но все же отражающую то, что имеет для массового слушателя боль- шее значение и больший интерес, чем виденное до сих пор. Лучше что-нибудь, чем ничего» 85 . Рецензия в «Советской Сибири» объясняла компромиссность подобного спекта-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2