Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022

80 нального театра, обреченного историей на гибель, а из само- деятельности трудовых масс в области театра» 73 . А.В. Луначарский отстаивал непрерывность историче- ского процесса с преемственностью всех его звеньев: «…про- летарская культура есть продолжение буржуазной культуры <…> в этой области нет и не может быть разрыва <…> Про- летариат принимает все достижения истинной буржуазной культуры, но отрицает привилегию меньшинства пользо- ваться этими культурными благами, отрешая от них народ- ные массы. <…> Человеческая культура достигла здесь за- мечательного формального совершенства, и это формальное совершенство будет усвоено пролетариатом; здесь он найдет своих формальных учителей, а не в керженцевских и не в ка- ких бы то ни было “исканиях”, в своих маленьких лаборато- риях, придумывавших новые пути для пролетарской стихии. Она свои пути определит сама тем, что: во-первых, вложит в старые формы новое содержание, и вложит так стихийно, что не надо будет никакого воробьиного чирикания о необ- ходимости заменить старый театр новым, а произойдет это само собой, как сама собой происходит весна, произойдет в результате культурного подъема массы, которого теперь, по одержании военной победы, ждать уже недолго; во-вторых, сами формы начнут, конечно, широко меняться, но меняться они начнут органически в неразрывной связи с техникой, ху- дожественно усвоенной, совершенно так же, как и в области промышленности» 74 . Опера Ориентиром для периферийных театров становились столичные академические оперные театры, сохранившие

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2