Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022

70 Далее рецензент переходит к важному вопросу: кто пу- блика, заполнившая театр, как она воспринимает эту «красо- ту»? «На сцене жила Малороссия, а в зале сидели сотни лю- дей – как будто не советские служащие, рабочие и крестьяне, а персонажи уездного дореволюционного городка. Не важно, если бы зрителями были “элегантные маникюрши”, или ста- рушка, одетая “под девочку», или регент, или частный репе- титор, или спекулянт и его дама. Но это была советская пу- блика, советские служащие, рабочие и крестьяне. <…> Ужас в том, что наглый шовинизм и дикая “красота” застревают в голове у комсомольца, который очень бережно относится к своей прическе, у комсомолки-продавщицы, у ребятишек, которых сердобольные родители взяли посмотреть оперу, у учениц второй ступени, заполнивших задние скамей- ки балкона, у неуклюжего парня и его такого же товарища в стыдливых пимах». И, наконец, читаем финальное резюме: «Им всем эта жизнь не нужна, им не нужен ни этот балет, ко- торый так подается, что кроме “прелестей” полуобнаженно- го тела в нем ничего нет, ни всей этой бездарной постановки. Это зрелище расслабляет их мозг, путает их чувства и жела- ния и прививает абсолютно ложные эстетические понятия. А музыка? Музыка остается сама собой. Ее можно передавать по радио. А если уж не терпится, хочется щегольнуть оперой, сделайте милость… гоните к черту всех халтурщиков, всех, кто дрожит над трафаретами, традициями, штампами! Ведь все это дело стоит больших денег!». Автор рецензии подводит читателя к выводу, что Сибгосопера развращает молодежь, классический репертуар под тяжестью штампов и традиций не способен нести идеи, необходимые рабочему классу. Мысль о воспитательной роли театра еще более опре- деленно выразил И. Эльст, также член «Настоящего», в опу-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2