Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022

69 в которую влетает нам опера за один лишь год, было броше- но на постройку цирка, Новосибирск обзавелся бы на мно- гие годы вполне приличным цирковым зданием». – «Это из-за “Аиды” к нам до сих пор не доехал “Броне- носец 14-69”, можно сказать, партийная пьеса. Это из-за слад- ких звуков и молитв разных “Царских невест” у нас “Рельсы” не гудят, мы из-за нее “Мятеж” не видели и ряд других инте- ресных произведений советской литературы». – «Обветшалая эстетика оперных постановок, ужасаю- щая рутина оперного спектакля только портит вкусы» 64 . Логику подобных рассуждений демонстрируют рецен- зии на спектакли. В журнале «Настоящее» показательным примером может быть рецензия на спектакль «Майская ночь» Н.А. Римского-Корсакова. Автор – художник и ре- дактор С.Л. Липин. Начинается рецензия описанием первой мизансцены: декорации, костюмы, сценическое действие, вокальный ряд, и сразу же уничижительная оценка художе- ственного качества при высоких финансовых затратах: «Шла “Майская ночь”. В мае месяце на сцене сирень и подсолнеч- ники одновременно. Клеевая краска, ультрамарин, охра, ки- новарь без всякого стеснения лезли вон со сцены, обнажая набитый цветными стружками, холстом, перекладинами “малороссийский” пейзаж. <…> Дешевая красота. На этом фоне много людей в цветных кушаках, вышитых рубашках, в цветных стружках или бумаге на голове … пели. Что пели – разобрать нельзя, только видно было, как они однообразно ма- хали руками, девицы подпирали наклоненные на бок головы (штампованный до одурижест). <…>Это искусство, за которое нужно платить дорого, измызгано отчаянными трафаретами режиссуры, игры артистов – первых и последних – и оформле- ния спектакля. Одни подсолнечники в мае чего стоят!» 65 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2